Территория будущего
12.08.2025 09:55
Территория будущего
Но и потому, что именно там, на Аляске в частности и в Арктике вообще, пересекаются экономические интересы двух стран и просматриваются перспективы реализации масштабных проектов. И вовсе не оттого, что так решили два лидера или даже олицетворяемые ими державы: нет, просто Арктика — это действительно такая «территория будущего» человечества. Того самого будущего, которое на нас стремительно надвигается, причём происходит это по не очень зависящим от нас и вполне объективным и естественным обстоятельствам.
Сейчас попробуем пояснить.
Да, с оперативно-политической точки зрения смысл переноса встречи именно на Аляску, на территорию США, и без того абсолютно понятен и, что называется, лежит на поверхности: тот же Зеленский уже, мы глядим, и на Аляску с палаткой лезет. А в Эр-Рияд или Стамбул он бы под ручку с каким Макроном или в обнимку со Стармером прилетел.
На Аляске хорошо и просторно — и не так далеко от России.
Можно спокойно поговорить, как и полагается двум большим парням.
А поговорить им есть о чём и без всякой Украины.
Тут всё просто: чем бы ни обернулись переговоры — началом новой разрядки или началом упорядочивания конфликта вплоть до новой холодной войны, — есть области, где сотрудничество двух глобальных сверхдержав будет выглядеть вполне естественным.
И это не только контроль глобальной безопасности, чем в своё время довольно успешно и ответственно, хотя и не без шероховатостей, занимались СССР и США в годы прошлой холодной войны. Или уже привычное сотрудничество в космосе, например, как начавшееся со стыковки «Союза» и «Аполлона», так и продолжающееся до наших дней, несмотря ни на какие другие ракеты, находящиеся на боевом дежурстве по обе стороны.
Но и могущее стать огромным обоюдным выигрышем сотрудничество в Арктике, например.
Где главное — даже не весьма привлекательное совместное освоение пока ещё преимущественно девственных территорий с нетронутыми пока что ресурсами, а — да простят нас все наши и американские нефтяники и прочие сырьевики, вместе взятые, — потенциальная «стыковка» Северо-Западного прохода (он же Northwest Passage по-английски) и Северного морского пути. Это хорошо понимают и в России: неслучайно у нас такое внимание к Арктике вообще и к СМП в частности.
Прекрасно осознают необходимость нового логистического коридора, связывающего Тихий океан и Атлантику, и в нынешней администрации США.
Эскапады Дональда Трампа в адрес Гренландии и Канады тоже далеко не только шоу-бизнес: Панамский канал по вполне естественным причинам теряет свои пропускные способности, плюс там ещё приходится толкаться плечами с китайцами. Ну а вести суда вокруг Южной Америки очень накладно и далеко не так безопасно, как хотелось бы. И своеобразная «северная кругосветка», особенно в условиях глобального потепления и производимых русскими революционных преобразований в ледокольном флоте, могла бы стать решением если не всех, то очень многих глобальных логистических проблем.
Напомним, экономическое могущество США по-настоящему зиждется даже не на пресловутой долларовой эмиссии, а на унаследованном от Великобритании контроле за мировой морской торговлей.
Тут опять-таки всё просто: с точки зрения экономики морские перевозки вообще наиболее оптимальны — и по цене, и по инфраструктуре. И тут за британским наследием новые хозяева морей присматривают неусыпно: злые языки вообще поговаривают, что именно для этого, а вовсе не для войны с Советами им и были нужны знаменитые авианосные группы, которые, конечно, в условиях глобального конфликта превращаются в одну большую мишень, но для контроля за мировой морской логистикой вполне достаточны. Ну и плюс, конечно, унифицировавшая перевозки и реально изменившая мир «контейнерная революция» середины прошлого века, но это уже чисто американское изобретение, не надо у них авторство отнимать. Поэтому именно морская торговля и есть источник глобальной экономической мощи Америки. И кстати, именно поэтому претензии Трампа на Гренландию и Канаду надо воспринимать всерьёз: в складывающейся сейчас в мире новой конфигурации эти земли, ключевые для Northwest Passage, действительно имеют решающее значение для национальной экономической безопасности США.
Но тут есть одно серьёзное но: и по СМП, и по Northwest Passage.
Оба эти маршрута, по сути, являются так называемыми маршрутами каботажного плавания и проходят через национальные территориальные воды. А следовательно, полноценная эксплуатация «северной кругосветки» чисто технически невозможна без полноценного сотрудничества как минимум США и Российской Федерации. В идеале, конечно, было бы здорово, если бы в проекте поучаствовали и другие арктические державы, но, в принципе, кто будет играть по-настоящему ключевую роль, в общем и целом понятно.
Времена сейчас такие. Довольно, надо сказать, тревожные.
Поэтому играть ключевую роль будет тот, кто её сможет сыграть.
И на фоне таких вот проблем, стоящих сейчас перед главами великих держав, к тому же в преддверии глобального экономического кризиса, неотвратимость которого, как считают многие эксперты, прекрасно осознают уже и в администрации Трампа, претензии Зеленского и прочих европейцев на приезд на Аляску выглядят как-то уж совсем карикатурно и бессмысленно. Просто потому, что если Арктика (русская ли, американская ли, порознь или совместно осваиваемая — неважно) — это будущее, то Украина Зеленского — это не менее очевидное прошлое.
Да и что там должны будут делать, на суровой Аляске, все эти потешные европейцы, простите, с отставным комиком наперевес: медведям на пианино играть?
Увы, но мы всерьёз опасаемся, что в том будущем, которое станут обсуждать лидеры двух великих держав, вне зависимости от успешности переговоров, даже медведи на Аляске как-то обойдутся и без этой европейско-украинской музыки, и, в общем, даже без её авторов.
Оригинал публикации: https://russian.rt.com/opinion/1519381-lekuh-rossiya-ssha-interesy-arktika