Узлы напряжённости
19.01.2025 13:38
Узлы напряжённости
Попытка нагнетания ситуации в Балтийском море отражает стремление наиболее радикальных стран Запада раскрутить против России «Карибский кризис наоборот». Причём демонстрируя полную их незаинтересованность в сохранении Балтийского моря как экономически значимого пространства. Что создаёт дополнительные проблемы после теракта на «Северных потоках», расследование которого показало всё лицемерие стран коллективного Запада, не исключая Германии.
Хроническая напряжённость в Тайваньском проливе в последние два года не явление последних лет. Этот конфликтный узел сформировался ещё в конце ХIХ века, доказывая, что морские коммуникации — одна из наиболее устойчивых систем мировой экономики.
Заявления вступающего в должность президента США Дональда Трампа о необходимости возвращения Панамского канала под контроль США отражают нацеленность на возрождение классических колониальных подходов в геоэкономически критическом для США регионе Латинской Америки. Но и здесь речь идёт о контроле над важнейшей морской транспортной артерией.
Нарастающая нестабильность в Восточном Средиземноморье — очевидный побочный результат «арабской весны», усугублённый переходом арабо-израильского конфликта в новый формат. Но и там создались военно-силовые риски для морских коммуникаций, не исключая и Суэцкий канал.
Пиратство в зоне Африканского рога (Сомали), а теперь силовые действия хуситов в Баб-эль-Мандебском проливе — действительно новый элемент картины. Он отражает процесс возникновения в мире «серых зон» государственного контроля и востребованность «трофейной экономики». И этот процесс интенсивно захватывает морские торговые пути.
Все эти как бы разнородные ситуации демонстрируют главное: морское пространство, несмотря на многочисленные международные соглашения, остаётся пространством ситуативного суверенитета, то есть классического «права сильного».
Это неоднократно в прежние годы пытались демонстрировать США в Тайваньском проливе, а британцы — в Чёрном море (в 2021 году при попытке прохода эсминца «Дефендер» через территориальные воды России вблизи Крыма).
Вопрос о правовом вакууме в морском пространстве поднимался уже давно. В 2019 году была издана на английском языке, а в 2021 году переведена на русский книга известного американского журналиста-расследователя Иэна Урбины с характерным названием «Океан вне закона. Работорговля, пиратство и контрабанда в нейтральных водах». Книга получила большой резонанс, но описанные в ней процессы не были осознаны как признак глобальных геоэкономических трансформаций.
Ситуация, описанная Урбиной, проста: на фоне размывания государственного суверенитета стран, втянутых в «мир глобализации» (что считалось прогрессивным), быстрее всего они теряют контроль именно на море. И теперь понятно, что изменение ситуации на море является признаком долгосрочной перестройки всей архитектуры мировой экономики.
Но обострение ситуации на морских коммуникациях именно сейчас, помимо долгосрочных тенденций, связано с теми моментами, которые формировались на наших глазах, и отчасти отражают понимание США необходимости пересмотра своей стратегии в условиях очевидного уже всем стратегического поражения на Украине.
Выделим три главных обстоятельства.
Первое. Кризис международных институтов безопасности, который является отражением общего кризиса системы международного права. Ситуации на море это касается в первую очередь. О разрушении системы взаимодействия в сфере безопасности на Балтике уже сказали, но отметим и резкий рост активности США по отношению к Арктике. Планы Трампа по отношению к Гренландии лишь один из элементов «большой картины». И это в условиях климата также касается глобально значимых морских коммуникаций.При этом резкая активизация политических процессов в Арктике происходит на фоне фактической приватизации странами объединённого Запада Арктического совета.
Второе. Доля морской торговли в мировой товарной торговле, по различным подсчётам, несмотря на все усилия по развитию континентальных коммуникаций, составляет около 80%. Этому способствует политика Запада по хаотизации и исключению из мирового логистического оборота многих важнейших континентальных пространств: от Западной Евразии до Среднего Востока и Восточного Средиземноморья.
Сила, которая сможет контролировать ключевые узлы морских коммуникаций — проливы, каналы, порты мирового значения, — получает значительное геоэкономическое преимущество.
К тому же Запад, и прежде всего США с Великобританией, осознал важную уязвимость своих геоэкономических конкурентов, в качестве которых стал открыто (особенно после саммита в Казани) воспринимать страны БРИКС. Ведь государства БРИКС в основе своей континентальные, но их экспортные возможности, за исключением России, зависят от морской торговли. И это даёт возможность США как минимум попытаться реализовать свой потенциал ведущей глобальной военно-морской силы.
Хотя на отдельных региональных ТВД, например в Восточной Азии, ситуация сравнительно быстро меняется не в пользу Америки. Но это говорит только о том, что США надо торопиться.
Третье. Наблюдаются попытки расширить инструментарий военно-силового регулирования морской торговли. Здесь уместно напомнить, как на фоне попытки обострения противостояния с Россией в Балтийском море Великобритания выдвинула концепцию легализации «каперства». Это подразумевает создание фактически «морских ЧВК» для борьбы с судоходством недружественных Западу государств.
Понятно, что за фасадом идей противостояния «теневому флоту» России стоит более глобальная идея — создать как бы формально частную «морскую полицию на хозрасчёте», которая будет способна пресекать морскую торговлю любой страны, которую Запад объявит недружественной. И объявит на основании не решений Совбеза ООН, а мнения неких коалиций государств или даже отдельных национальных правительств.
Иными словами, без всякой международной правовой процедуры.
В итоге с учётом военно-политических тенденций и приходящего понимания неизбежности поражения на Украине можно с большой долей вероятности предположить, что Запад принял решение перенести противоборство с Россией и её партнёрами именно на море.
Автор: Дмитрий Евстафьев
Источник:
Russian.rt.com