Кредит МВФ – бомба замедленного действия для Украины
23.03.2015 00:50
Кредит МВФ – бомба замедленного действия для Украины
Пока внимание всего мира приковано к военному конфликту на юго-востоке Украины, по-настоящему важные события происходят на финансовых рынках страны. Международный валютный фонд все-таки принял решение выделить Украине 17,5 миллиардов долларов в рамках четырехлетней программы. Премьер Яценюк исключительно с этой «помощью» связывает дальнейшее развитие страны. Однако реальность экономической ситуации на Украине сегодня такова, что займы МВФ заложат фундамент для серьезных проблем в будущем, которые могут привести к окончательной дестабилизации страны.
Печальное состояние украинской экономики наглядно демонстрирует национальная валюта, потерявшая только за февраль половину своей стоимости. После введения Центробанком драконовских мер валютного контроля, гривна отыграла значительную часть падения, и в отдельные дни даже демонстрировала 9%-ый рост по отношению к доллару. Однако теперь, со всеми ограничениями по конвертации, ее курс имеет мало отношения к реальной стоимости. Кроме того, украинский Центробанк по-прежнему тратит значительную часть своих золотовалютных резервов на поддержание национальной валюты, в результате чего их уровень по данным на конец февраля опустился до 5,6 миллиардов долларов.
Золотовалютные резервы украинского Центробанка, источник – Financial Times.
Основные надежды на исправление ситуации в Киеве связывают с кредитами Международного валютного фонда, которые премьер-министр Яценюк, в рамках набирающего на Украине популярность новояза, называет «инвестициями». В действительности основной целью работы МВФ будет недопущение дефолта – с учетом того, что более половины суверенного украинского долга принадлежит американским держателям, такого сценария на Западе никто не допустит. Еще одной хорошо известной особенностью «инвестора» является его безупречная репутация по части возврата долгов – хотя за все время существования фонда отдельные страны запаздывали с платежами, потери МВФ от неплатежей и списаний стремятся к нулю.
Крупнейшим держателем внешнего долга Украины является американский инвестиционный фонд «Франклин Темплтон», которому по состоянию на сентябрь 2014 года принадлежало облигаций на 8,8 миллиардов долларов. Управляющий фонда Майкл Хейзенстэб, ответственный за решение о покупке, хорошо известен своими инвестициями в рискованные долги проблемных стран. До недавнего времени все его ставки оправдывались и приносили фонду существенную прибыль, но в случае Украины Хейзенстэб, видимо, просчитался – вложения фонда уже обесценились на 3 миллиарда долларов.
Тем не менее значительная часть этих убытков может остаться на бумаге, если Украина достигнет договоренности с кредиторами о реструктуризации долга. Фонд начал вкладываться в облигации еще при Януковиче, когда они торговались на уровне 80 центов за доллар и докупался по ходу дальнейшего падения, так что «Темплтон» может позволить себе некоторые уступки. Сам Хейзенстэб любит рассказывать, что решение об инвестициях он принимает на основании длительного изучения той или иной страны, но фонд известен своими тесными связями в части истэблишмента США, связанной с Демократической партией, и его руководства, вероятно, были более существенные основания для того, чтобы рисковать столь значительными средствами.
Доля внешнего долга Украины по отношению к ВВП. Источник – BloombergView.
Тем временем, уровень долга Украины уже превысил отметку в 100% ВВП, что существенно выше рекомендуемого МВФ уровня для развивающихся стран в 70%. Даже в случае стабилизации ситуации, украинскому правительству придется тратить на выплату долга и процентов по нему до 4% ВВП в течение неопределенно длительного времени, что станет колоссальным бременем для страны.
Дополнительную проблему представляют жесткие меры экономии, введенные на Украине по требованию МВФ. Как показывает опыт Греции и других стран, в которых они применялись, подобные меры приводят к еще более резкому сокращению экономики, в результате которого бюджетный дефицит только увеличивается. В таких условиях страна может выплатить внешний долг только путем увеличения экспорта или приватизации государственной собственности. При этом, тяжелая экономическая ситуация становится залогом того, что предприятия реализуются по существенно заниженным ценам, а их новые владельцы не спешат вкладывать в них деньги, предпочитая выводить прибыль и активы за рубеж.
Если предположить, что Донбасс вернется на Украину, каково его жителям будет выплачивать внешние долги, значительная часть которых пошла на ведение АТО? Как долго региональные элиты страны будут мириться с тяжелым налоговым бременем, которое целиком уходит в Киев? Готово ли украинское население к резкому падению уровня жизни, которое сохранится на годы? Руководству страны придется найти ответы на эти вопросы в кратчайшие сроки.