Заявленная несколько лет назад политика импортозамещения, получившая мощный дополнительный стимул после введения американских и европейских санкций, привела к неожиданным результатам. Возможности для собственного развития появились у отечественных производителей, но заработать внезапно удалось и специалистам по информационным войнам, которые получили вал заказов на максимальную дискредитацию компаний, пытающихся отказаться от зарубежных разработок в пользу собственных изобретений, открытий и плодов НИОКР.
Поводом для этой колонки послужила статья, «разоблачающая» компанию «Петон», которая появилась совсем недавно, но при этом, по выражению доктора технических наук, профессора Геннадия Ярыгина, «буквально ворвалась, в хорошем смысле этого слова, на рынок».
Признак заказных публикаций — это попытка сформировать отношение читателя с помощью эмоционально окрашенных слов. Желание пробудить в аудитории чувства зачастую подводит авторов подобных материалов, и лексика их начинает балансировать на грани вульгарности. Зачем журналисту, пишущему о сотрудничестве Газпрома с «Петоном», называть это сотрудничество «бурным»? Затем, что если этого не сделать, то никаких эмоций у читателя не возникнет. Зачем сам «Петон» называть «выскочкой», который «наезжает» на конкурентов, и одновременно, говоря о конкурентах «Петона», в двух предложениях дважды подряд употреблять слово «безупречный»? А затем, чтобы читатель прочувствовал разницу сердцем.
В материале приводятся и вполне конкретные примеры попыток манипулирования общественным мнением. Если Росприроднадзор штрафует «Петон» — это доказательство того, что «Петон» — это (цитирую) «гигантская пустышка, раскрученная лишь для того, чтобы в нее можно было закачивать сотни миллиардов рублей»; а вот если против кого-то из конкурентов «Петона» возбуждается уголовное дело — это значит, что конкурент (снова цитирую) «попал под танк "Петона"», и его ждет «показательная казнь». Суммы, фигурирующие в материалах этих уголовных дел, обязательно называются «смехотворными», а вот потоки денег, осваиваемые «Петоном», наоборот, «бездонными». В целом, надо сказать, подобная лексика совершенно не характерна для СМИ, пытающихся объективно разобраться в ситуации — она вообще не характерная для деловой журналистики.
Однако проблема, если проанализировать ситуацию, гораздо шире и гораздо старее. Кто может быть заказчиком подобной «чернухи» — очевидно. Достаточно вспомнить, как проводилась и проводится та самая политика импортозамещения. Со стороны власти заявляется «официальный» тренд, подкрепленный реальными стимулами в виде санкций. После чего на него как мухи слетаются предприятия, еще вчера не имевшие ничего общего с отраслью. Об этом еще два года назад предупреждал гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, попросивший Минпромторг внимательнее отнестись к формированию программы: «Сейчас идет волна заявок. Пришли списки из Минпромторга, многие фирмы вообще далеки от машиностроения. Имеют в активе стол компьютерный, и готовы на все, чтобы получить господдержку. Поэтому, прежде чем с ними работать, надо провести технический аудит. Выяснить, что представляют собой заводы и фирмы: есть ли там конструкторские силы, станочное оборудование».
Большинство этих фирм вряд ли планировали заниматься реальным производством. Достаточно купить продукцию, а в самом крайнем случае — и технологию за рубежом, дать русское название — и вот уже идут заказы, а чиновники в очередной раз отчитываются об эффективной работе в сфере импортозамещения.
Однако в нефтегазовой сфере ситуация немного сложнее. Фирм-«прокладок» в ней накопилось действительно много, но в силу исторических факторов именно в этой отрасли возможно реальное развитие за счет отечественных технологий, которые разрабатываются не первый год. А некоторые направления, по словам ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета, президента Академии наук республики Башкортостан Рамиля Бахтизина, и вовсе развивались исключительно на основе российских разработок.
Представители профильных компаний не скрывают, что им всеми силами пытаются перекрыть кислород и не допустить на рынок. По словам академика РЭА, лауреата Государственной премии Бориса Алексеева, он начал работу над замещением импорта в ТЭК российской продукцией еще 10-15 лет назад, но уже тогда стало ясно, что просто так потеснить импортеров не получится — уж слишком им не хотелось упускать контроль над стратегической для России отраслью.
С экономической точки зрения, подобная логика вполне понятна и объяснима: годовые инвестиции в ТЭК России достигают 2 процентов ВВП — это около 1,5 триллиона рублей. Терять такие деньги вряд ли захочется, и именно в этом, вполне вероятно, кроются истинные причины атаки на российские предприятия, уводящие заказы от зарубежных фирм либо от отечественных посредников, выдающих импортные закупки за собственные технологии.
Пока общий объем зарубежных поставок продукции и услуг для российского ТЭК достигает, по разным оценкам, от 25 до 70 процентов. Рекорд по их минимизации сейчас принадлежит «Газпрому» — у него эта доля в 2016 году сократилась до 5 процентов. Однако для этого газовому гиганту пришлось потратить несколько лет и создать отдельный департамент по импортозамещению. Одним из основных партнеров «Газпрома» и стал тот самый «Петон», который сегодня попал под информационную атаку. Вероятно, фирмы-посредники не хотят, чтобы объекты «Газпрома» в Новом Уренгое и «газпромовский» завод сжиженного природного газа у компрессорной станции «Портовая» возводила именно эта компания, да еще и по контракту EPC- Engineering, Procurement and Construction — от проекта до сдачи в эксплуатацию. Хоть и за счет собственных открытий, разработок и внедрения их в производство.
В заключение хочется сказать: если про вашу компанию ни с того ни с сего начали писать такие авторитетные медиа как xboxnews, статью которого я недавно прочитал, — это значит, что вас заказали. Заказали люди, которые плохо разбираются в том, как надо работать.
Николай Манвелов