С программой МВФ Extended Fund Facility (EFF), запущенной в марте 2015 года, у Киева не задались отношения сразу. Фонд пообещал тогда выделить Украине 17,5 миллиардов долларов в течение четырех лет, но программа быстро начала буксовать. Сначала МВФ отмолчался в ответ на просьбы выделить третий транш, а теперь выделил 1 миллиард долларов вместо 1,7 – и то с большими оговорками.
Исполнительный совет фонда МВФ официально заявил, что случай Украины стал исключением из правил – деньги стране будут выделены несмотря на наличие множества претензий к ней. Среди них несоответствие критериям эффективности и наличие неоплаченных долгов по внешним выплатам – трех миллиардов долларов, невозвращенных России.
В общем, деньги под давлением и под гарантии Вашингтона дали, но при этом сами подчеркнули, что это неправильно и руководству фонда совершенно не нравится.
Единственная во всех смыслах выигравшая сторона в этой истории – США. Киев подтвердил перед Вашингтоном репутацию выгодной и очень дешевой покупки. Предложенный миллиард – это практически всё (за исключением мусора, выброшенного на Украину по линии военно-технического сотрудничества), что Штаты дали в текущем году Киеву. И то не живыми деньгами, а гарантиями. Но благодаря этому они продолжат по полной эксплуатировать украинцев, которые уничтожают свою страну и свою экономику ради дестабилизации евразийского пространства.
МВФ же, понятно, не в восторге. Правила есть правила, и за их грубое нарушение на руководство фонда его участники будут смотреть все с меньшим уважением, которое за предыдущие годы и так пошатнулось. Да и деньги на ветер по собственной воле пускать никогда не хочется.
Что подобное решение означает на деле? Оно еще более осложнит взыскание Россией с Украины трех миллиардов, поскольку последнюю больше ничто не стимулирует решать эту проблему, затянет агонию украинской экономики и, соответственно, укрепит в Киеве на какое-то время алармистские настроения.
На днях киевский Минфин уже заявлял, что без нового транша украинскую экономику ждет коллапс: при таком развитии событий попросту пришлось бы идти на крайне непопулярные меры.
Дефицит госбюджета Украины в первом полугодии 2016 года вырос в 16,6 раза. Номинально Киев показывает небольшой рост ВВП, что по сути является чистой воды фикцией. Роста валового продукта власти добились, по признанию самого Порошенко, на милитаризации экономики и поставках военной техники и оружия, изготовленных на фирмах, принадлежащих самому Порошенко и другим олигархам, а также Министерству обороны Украины.
Обслуживание госдолга съедает на сегодняшний день около 5,4% ВВП Украины, и даже фальшивый рост ВВП не помогает стране устранить существующие дисбалансы.
Экспорт страны падает третий год, как, впрочем, и промышленное производство, которое неспособно удовлетворить внутренний рынок своими товарами. Это, в свою очередь, приводит к отрицательному сальдо внешней торговли и недостаточному притоку валюты в страну, что непосредственно сказывается на курсе гривны.
В связи с этим многие эксперты отмечают, что скорее всего выделенный транш в итоге будет попросту спущен на стабилизацию курса украинской валюты, как это уже происходило в 2015 году. И, может быть, даже позволит немного увеличить социальные выплаты и зарплаты бюджетников, покупательная способность которых упала со времен Януковича в несколько раз.
Но цена транша, похоже, слишком высока. Так, требования МВФ составлены таким образом, чтобы исключить интенсификацию экономики Украины и дальше толкать её к статусу сугубо сырьевой страны, подобия африканских государств третьего мира.
В итоге решение МВФ можно расценивать как локальную «перемогу» Украины, в том числе и в споре с Россией по поводу её госдолга. Однако последующий долгосрочной эффект, видимо, очевиден. И он больше похож на «зраду».
Несмотря на это страна продолжает свою политику, которая уже явно напоминает противостояние титану. Киев сегодня пытается пополнить свою казну и весьма экзотическими способами. Например, заваливая Россию исками, которые, впрочем, не имеют никаких перспектив. Но этим Киев только еще больше злит Москву, которая в ответ действует без открытой агрессии, но очень расчетливо щелкает своего оппонента по носу.
Так, Россия внесла в санкционные списки украинскую соль. Ранее Москва уже запрещала поставки пищевой соли, но ее продолжали везти как техническую. Теперь же закрыта и данная лазейка.
Конечно, можно только удивиться масштабам ответа, если только не учесть, что Украина в последнее время зарабатывала на экспорте соли около 17 миллионов долларов в год. А это ни много ни мало годовой бюджет украинского провинциального города. Так что вроде бы и мелочь, но очень неприятно.
Украинская экономическая политика, к сожалению, в очередной раз подтвердила репутацию «дороги в никуда». И это было бы внутренним делом Киева, если бы не тот факт, что стремительно нищающая, но при этом воинствующая страна оказывает серьезное дестабилизирующее воздействие на соседей. И этот процесс, к сожалению, только нарастает.