«Яндекс» и Сбербанк объявили о выходе из партнерства

24.06.2020 10:15

«Яндекс» и Сбербанк объявили о выходе из партнерства «Яндекс» и Сбербанк объявили о выходе из партнерства

Как сообщает РИА «Новости», «Яндекс» и Сбербанк поздно вечером во вторник объявили о разделе совместных активов: ведущая российская интернет-компания покупает долю банка в «Яндекс.Маркете», а крупнейший банк — долю «Яндекса» в «Яндекс.Деньгах».

Сбербанк с 2009 года является акционером «Яндекса» — тогда банк купил «золотую акцию» интернет-компании всего за 1 евро. Отношения компаний несколько лет активно развивались: в 2012 году Сбербанк вошел в капитал платежной системы «Яндекс.Маркет», а в 2018 году появилось новое совместное предприятие — торговая платформа «Яндекс.Маркет».

Но уже в следующем году появились слухи, что Сбербанк и «Яндекс» недовольны сотрудничеством друг с другом и планируют «развод». Это происходило на фоне создания Сбербанком и другой интернет-компанией, Mail.ru Group, совместного предприятия в сфере транспорта и еды. Уже к концу года Сбербанк вернул интернет-компании «золотую акцию», а глава банка Герман Греф в интервью агентству Рейтер подтвердил, что Сбербанк и «Яндекс» могут переформатировать совместные проекты.

В начале июня стороны заявили, что ведут переговоры о реструктуризации совместного бизнеса. Как объяснил первый зампред правления банка Лев Хасис, банк и компания решили «развестись» из-за нарастающей конкуренции между своими экосистемами.

При этом развод будет не окончательным — интернет-компания и банк останутся партнерами по многим направлениям. Тем не менее данная сделка снимает с банка целый ряд ограничений, ранее предусмотренных соглашениями с «Яндексом», и дает ему «новые возможности в развитии сегмента электронной коммерции».

Как это происходит

«Яндекс» планирует выкупить у Сбербанка 45% компании Yandex.Market B.V. (бренды «Яндекс.Маркет», «Беру» и другие) за 42 миллиарда рублей — компания в целом оценена в порядка 87,3 миллиарда рублей. После закрытия сделки «Яндекс» консолидирует 100% «Яндекс.Маркета», при этом часть акций, как и раньше, будет выделена под мотивационную программу сотрудников.

Сбербанк указывал, что его совокупная прибыль от сделки составит около 20 миллиардов рублей. В свою очередь банк полностью выкупает у «Яндекса» его долю (25% плюс 1 рубль) в «Яндекс.Деньгах» и станет единственным собственником компании. Предварительная стоимость сделки — 2,4 миллиарда рублей, окончательная сумма будет зависеть от курса доллара перед завершением сделки и даты ее закрытия.

Сервисы «Яндекс.Денег» продолжат работать в обычном режиме, до конца года банк планирует провести ребрендинг компании. Интернет-компания отмечала, что на сервисе по-прежнему можно будет авторизоваться с помощью «Яндекса», а банковские карты «Денег» будут работать до окончания срока действия, после чего их можно будет перевыпустить.

Стороны ожидают, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2020 года. «Яндекс» указывал, что часть сделки, касающаяся «Яндекс.Маркета», требует согласования Федеральной антимонопольный службы (ФАС) России.

Новые инвесторы интернет-компании

«Яндекс» для финансирования дальнейшего роста бизнеса и стратегических инициатив планирует привлечь 800 миллионов долларов за счет размещения вновь выпущенных акций класса «А». Экономическая доля всех вновь выпущенных акций в капитале компании — около 5%, голосующая доля — порядка 2,5%.

Бумаги на сумму 200 миллионов долларов будут размещены по ускоренной подписке. Акции еще на 600 миллионов долларов будут в равных долях проданы трем частным инвесторам: «ВТБ Капиталу», инвестиционной компании Романа Абрамовича, а также инвесткомпании Александра Абрамова и Александра Фролова.

Инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет. Кроме того, на протяжении двух лет они не могут увеличить свою долю в интернет-компании более чем до 3,99%.

ВТБ приветствовал укрепление сотрудничества с «Яндексом». Банк отмечал, что для него вхождение в капитал компании — «перспективная инвестиция, которая открывает возможности для стратегического партнерства по целому ряду направлений».