Зоны свободной торговли БРИКС и ЕАЭС: точки пересечения
28.11.2023 11:05
Зоны свободной торговли БРИКС и ЕАЭС: точки пересечения
Следствием этого стало создание обширных зон свободной торговли, охватывающих ныне свыше половины общего числа стран мира. В них участвуют все страны-участницы ЕАЭС и БРИКС.
И одним из наиболее оправдавших себя проектов подобного рода стал Евразийский экономический союз, с первых же своих шагов охарактеризованный оппонентами как попытка некоей «реинкарнации» Советского Союза. Согласитесь, уже сама по себе эта оценка – своего рода знак качества для объединения, которое всеми силами дистанцируется как раз от попыток экономически продиктовать политику. И вряд ли кто-то будет спорить, что ЕАЭС, как нечто вроде беспрецедентной по масштабам ЗСТ – зоны свободной торговли, без опоры на такие объединения, как ШОС и ОДКБ, в политическом плане попросту не мог бы ни на что претендовать.
Напомним, что ЕАЭС формировался на базе соглашения ещё 2011 года, когда в результате кропотливой работы, продолжавшейся более полутора десятков лет, восемь бывших союзных республик – Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Прототипом договора было соглашение 1994 г., подписанное также Узбекистаном, Азербайджаном и Грузией. А развитие идея большой ЗСТ получила с началом работы объединения несколько иного, более конкретного характера – Таможенного союза (ТС), в который поначалу вошли только Белоруссия, Казахстан и Россия.
Сначала в трёх странах, а впоследствии и в более широком варианте случился оперативный и почти беспроблемный переход де-факто на возможность экспортировать абсолютное большинство товаров без пошлин и квот. Причём это при доброй воле участников случилось на территории, на которую, по меткой характеристике Сергея Глазьева, приходилось 90% «пирога» взаимной торговли в СНГ.
Единый таможенный тариф сразу принёс странам-участницам ТС кратный рост взаимной торговли, и после некоторого торможения в конце 2010-х гг. он все более активно продолжается в рамках ЕАЭС. И это несмотря на ужесточающиеся санкции и на необходимость постоянно на них оглядываться ряду стран ЕАЭС.
В то же время странами-партнерами РФ по БРИКС созданы к настоящему времени обширные зоны свободной торговли в составе в целом более 40 стран и предусматривающие лишь минимум ограничений в двух- и многосторонней торговле. В этой связи точками «соприкосновения» в контексте межблокового партнерства в рамках ЗСТ могут стать страны, участвующие в зонах, созданных странами БРИКС. И одновременно участвующие в ЗСТ с Евразийским союзом и планирующие создать такую зону. Это Вьетнам, Индия, Индонезия, Таиланд, Монголия, Сингапур. К тому же опыт самого Союза свидетельствует, что наименее болезненным и наиболее перспективным в этом отношении является как раз путь через создание, образно говоря, «коллективных» ЗСТ.
При этом, по мнению многих экспертов, каждая отдельная ЗСТ вовсе не должна полностью копировать базовую, а также остальные ЗСТ. Доведение норм той или иной зоны до уровня единых критериев, скорее всего, вопрос времени, то есть согласования этих критериев и «техники» переговоров.
Напомним в этой связи, что в настоящее время у ЕАЭС действуют соглашения о ЗСТ с Сингапуром (частично приостановленное в связи с западными санкциями), Сербией, Вьетнамом и Ираном, хотя многие условия работы последней окончательно не согласованы. В стадии переговоров, достаточно близкой к завершению, находятся проекты соглашений ЕАЭС с ОАЭ и Индонезией; предельно конструктивно продвигается обсуждение деталей ЗСТ-соглашения с Египтом. Предпереговорные консультации по той же проблематике проводятся с Таиландом, Индией и Монголией.
В то же время с Китаем процесс в этой сфере развивается постепенно. Темпы этой тенденции едва ли не в первую очередь зависят от сопряжения «Одного пояса – одного пути» с интеграционными задачами ЕАЭС в рамках конкретных соглашений по внешнеторговым, транзитным льготам, по условиям совместных капиталовложений, правилам регулирования реэкспорта и т. п. Такой подход тем более важен, так как Китай имеет с РФ, а также и с ЕАЭС соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которые не предусматривают взаимного снижения или отмены внешнеторговых пошлин. В то же время действуют приграничные торговые зоны с упрощенным таможенным режимом между Китаем с соседними странами Центральной Азии.
Означенные тенденции ныне проявляются на встречных курсах. Так, в ЮАР с 2022 г. выдвигаются предложения о создании зоны свободной торговли в рамках БРИКС. Активно развивается диалог по внешнеэкономической политике между южноамериканским блоком МЕРКОСУР и ЕАЭС, между Россией и АСЕАН, в котором почти все страны участвуют в зоне свободной торговли с Китаем. А Индонезия с Таиландом, повторим, заинтересованы в зоне свободной торговли с РФ-ЕАЭС.
Безусловно, наиболее дееспособный торгово-экономический блок, как показывает общемировая практика, возможен при наличии базиса – таможенного межгосударственного союза. Прежде всего потому, что в рамках ЗСТ нет единых требований к взаимно поставляемой и экспортируемой вовне продукции, как это требуется в ТС; в ЗСТ нет системы наднационального регулирования реэкспорта. Как и нет – тоже в отличие от ТС – единых ввозных пошлин в отношении третьих стран. Такие различия нередко приводят к торговым спорам между странами зон свободной торговли, к введению защитных внешнеторговых мер против партнеров по ЗСТ.
С учетом современных мирохозяйственных факторов, влияющих на все страны БРИКС, создание именно таможенного союза в рамках этой группы – вопрос, конечно, не ближайшей перспективы.
Важно обратить внимание еще на такую деталь. Разного рода интеграционные структуры создавались практически по всему миру. С разной долей успеха. Например, торгово-экономическое объединение стран социалистического лагеря (СЭВ), на протяжении нескольких десятилетий эффективно противостоявшее западным и прозападным блокам, деградировало, в конце концов, не столько из-за каких-то собственных дефектов, а «благодаря» политике последнего руководства СССР. В этом контексте опыт СЭВ прямо или косвенно присутствует, по крайней мере де-факто учитывается и в рамках ЕАЭС, и в сотрудничестве между странами БРИКС.
Безусловно, формирование зоны свободной торговли между Евразийским союзом и группой БРИКС не может быть «калькой» с каких-либо прежних, пусть и эффективных долговременных объединений. Но отнюдь нелишне учитывать их целеполагание, достижения и ошибки.
Алексей Подымов
https://www.ritmeurasia.ru/news--2023-11-27--zony-svobodnoj-torgovli-briks-i-eaes-tochki-peresechenija-70078