Каждый пятый вертолет в Латинской Америке — российского производства
03.06.2015 00:21
Каждый пятый вертолет в Латинской Америке — российского производства
Начальник департамента международного сотрудничества Ростеха Виктор Кладов о работе со странами региона.
Введение санкций заставило российские компании активизировать сотрудничество со странами Латинской Америки — Венесуэлой, Бразилией, Чили, Перу. Начальник департамента международного сотрудничества Ростеха Виктор Кладов рассказал в интервью «Коммерсанту» о том, что Госкорпорация может предложить этому региону.
— Более активная работа с Латинской Америкой связана с обострением отношений с Западом?
— Я сразу могу сказать, что мы Латинскую Америку для себя не открыли, мы давно присутствуем на континенте: в семи странах региона у Ростеха есть представительства, которые успешно продвигают нашу продукцию. К примеру, около 20% вертолетного рынка стран к югу от Рио-Гранде (река в Мексике) приходится на российскую продукцию. В части гражданских вертолетов, к сожалению, мы пока занимаем только 2%. Но мы стараемся исправить ситуацию, ведем масштабную маркетинговую работу. Одним из ее результатов является поставка вертолетов Ка-32 в Бразилию. Пока это только две машины, но в будущем их количество будет расти. Кроме того, мы продвигаем многоцелевые вертолеты Ка-226Т и «Ансат», а также универсальную платформу двойного назначения Ка-62.
— Сотрудничество развито только в части авиации?
— Нет, авиация лишь одно из направлений. Кроме самолетов и вертолетов мы активно продвигаем автомобильную технику, развиваем сотрудничество в области энергетики и во многих других направлениях. К примеру, потенциал присутствия на рынке стран региона автомобилей КАМАЗ оценивается в 700 машин на ближайшие годы. Ралли «Париж—Дакар» российский экипаж три года подряд выигрывает именно на этой машине. Это позволяет потенциальным партнерам во всей красе оценить качество и надежность наших грузовиков, дополнительной рекламы не требуется. У нас есть совместное предприятие с бразильской компанией Marcopolo, производящее средние автобусы. Помимо этого 100% титана бразильской Embraer поставляет компания ВСМПО-АВИСМА.
— Какие проекты можете выделить как перспективные?
— Строительство мобильных морских портов, проекты строительства приливных энергетических станций, характерных для протяженной прибрежной зоны Чили и Бразилии. Отмечу интерес к нашей продукции в Перу. Эта страна начиная с 1973 года покупала довольно много нашей военной техники: самолеты Су-22, Су-25 и МиГ-29, военно-транспортные самолеты, более 100 вертолетов типа «Ми», танки Т-54 и Т-55, средства ПВО, артиллерийские системы и т. д. Существенная часть поставленной продукции до сих пор стоит на вооружении этой страны и нуждается в ремонте и модернизации. Перспективы есть и в отношении новых закупок: перуанцы знают, что наши вертолеты надежные, простые в управлении и неприхотливые в обслуживании, они им знакомы. А если так, то зачем менять испытанную технику на другую?
— Российские предприятия не боятся передавать технологии?
— Заказчики сейчас стремятся перейти от «чистых» закупок к переносу части производственных процессов на свою территорию. Это, если хотите, ответы на вызов времени. Если меня спросят, что такое Ростех в этом отношении, то я отвечу: это индустриально-технологическое партнерство. К примеру, во время выставки в Индонезии и президент, и члены правительства этой страны говорили, что намерены производить продукцию самостоятельно. Мы давно готовы к этому, отработали различные схемы сотрудничества и предлагаем нашим партнерам не столько готовую продукцию, сколько комплексные решения, предполагающие локализацию производства.
— Насколько глубоко вы готовы входить в кооперацию?
— Насколько это возможно. Мы исходим из потребностей партнеров. Правительство каждой страны всегда задает разные критерии «офсета». Можно построить технический сервисный центр, как было в Бразилии с транспортно-боевыми вертолетами Ми-35М, можно передать технологии. Та же Бразилия с приобретением у нас зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» может попросить поставить систему на свое шасси, может захотеть производить у себя определенные элементы комплекса... Мы готовы обсуждать все эти варианты.
— Утечки технологий не боитесь?
— Надо сохранять трезвую голову и понимать, что можно передавать, а что нельзя. Если передача технологий не наносит ущерба экономике и безопасности РФ, то тогда это возможно. Если такие риски есть, то никто просто не даст такого разрешения.
— Финансовых проблем у латиноамериканских партнеров не возникает?
— Финансовое обеспечение — это всегда вопрос переговоров, причем не только для этого региона. Я бы не сказал, что Латинская Америка находится в финансовом кризисе, наоборот, страны региона не столь сильно испытывают на себе его влияние. Есть определенные проблемы в Венесуэле.
— То есть кредиты на покупку наших изделий выдавать им не будем?
— Вопрос о выдаче или невыдаче кредита принимается на уровне президента, где учитываются все геополитические, экономические и технологические аспекты. Вариант из серии «А давайте им дадим кредит!» здесь не пройдет. Россия вообще никогда не раздавала кредиты так, как это делал Советский Союз, они сейчас даются не так часто. Венесуэле действительно был предоставлен внешнеторговый кредит на сумму 4 млрд долларов.
— У Аргентины есть интерес к нашей продукции?
— Они успешно эксплуатируют несколько вертолетов Ми-171Е. Если они попросят дополнительную партию, то мы будем рады ее поставить.