Ударно-разведывательный катер «Marine Lizard». Новое слово в контроле спорных архипелагов и литоралей
19.04.2019 18:06
Ударно-разведывательный катер «Marine Lizard». Новое слово в контроле спорных архипелагов и литоралей
Уже давно не является секретом тот факт, что с каждым годом возрастающий градус военно-политической и оперативно-стратегической напряжённости в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе, вызванный попытками Пентагона парировать боевой потенциал ВМС и ВВС Китая в пределах первой и второй «островных цепей» в Тихом океане (простираются вплоть до островов Гуам и Огасавара), а также перехватить инициативу в контроле морских торговых путей в Южно-Китайском море, является мощнейшим драйвером для интенсификации разработки ведущими китайскими научно-производственными объединениями и компаниями концептов перспективных надводных и воздушных беспилотных ударно-разведывательных платформ.
И если в ходе прошедшей в Абу-Даби в феврале 2019 года международной выставки вооружений и военной техники IDEX-2019 китайская экспозиция ознакомила посетителей лишь с макетом-демонстратором находящегося на этапе эскизного проектирования перспективного многоцелевого беспилотного ударно-разведывательного катера «JARI-USV» от «China Shipbuilding and Offshore International Company» (опциональный пакет предусматривает установку многофункциональной РЛС с АФАР, гидроакустического комплекса, ЗРК малой дальности и т.д.), то на этот раз речь пойдёт об успешно прошедшем первые ходовые испытания опытном экземпляре ударно-разведывательного катера-тримарана «Marine Lizard».
Как сообщает новостной портал «Global Times», детище компании «Wuchang Shipbuilding Group» (со штаб-квартирой и мощностями в провинции Хубэй) рассматривается командованием Военно-морских сил Китая в качестве «первостепенного актива» для мониторинга оперативно-тактической ситуации «на отдалённых островах». Очевидно, что в нашем случае речь идёт о спорных островном архипелаге Спратли и Парасельских островах, принадлежность которых оспаривается Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем, а также об архипелаге Дяоюйдао (Сенкаку). Но какими качествами для реализации вышеуказанной цели обладает беспилотный катер «Marine Lizard»?
«Marine Lizard»: быстрый и технологичный катер-дрон
Во-первых, это внушительный объём топливной системы катера, который, с учетом экономичной энергетической установки, обеспечивает дальность плавания в 1200 км (648 миль). Вследствие этого при максимальной скорости хода в 93 км/ч и дислокации на ВМБ «Юлинь» (остров Хайнань), «Marine Lizard» сможет выходить на рубежи Парасельских островов всего за 3,8 часа, архипелага Спратли — за 12 часов.
Во-вторых, это спроектированный по схеме «тримаран» (с интегральной компоновкой) корпус катера-дрона. Главными технологическими достоинствами данной схемы являются: низкое гидродинамическое сопротивление трёх узких корпусов; увеличенная поперечная остойчивость (в сравнении с однокорпусными кораблями), а также высокая стойкость к разрушающему воздействию волн (достигается относительно небольшим разнесением боковых корпусов, а также сплошным продольным сопряжением боковых корпусов с центральным корпусом посредством поперечных силовых элементов). Данные особенности позволяют катерам «Marine Lizard» выполнять разведывательные и ударные операции в сложнейших метеорологических и гидрологических условиях.
В-третьих, это широкое использование в конструкции корпуса композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, а также придание низкопрофильной надстройке сложной многогранной формы с многочисленными наклонными гранями и рёбрами, благодаря чему эффективная отражающая поверхность (ЭОП) катера-тримарана снижается до показателей компактного катера типа «Glaston GT-180» (или ещё меньших показателей). Вследствие этого обнаружение и устойчивое сопровождение тримаранов «Marine Lizard» посредством работающих в дециметровом S-диапазоне корабельных многофункциональных РЛС семейства AN/SPY-1D (входят в РЛ-архитектуру эсминцев УРО «Арлей Бёрк») окажется под вопросом даже в том случае, если катера выйдут из-за «экрана» радиогоризонта и окажутся на удалении 20 км от «Арлей Бёрков». И это неудивительно, ведь волны S-диапазона отлично переотражаются от взволнованной морской поверхности, создавая помехи приёмо-передающему тракту излучающего радара. Куда большую эффективность в данных условиях могут продемонстрировать АФАР-радары сантиметрового Х-диапазона APAR (установлены на фрегатах классов «Саксония», «De Zeven Provenciёn» и «Ивер Хюитфельд»), а также перспективная американская корабельная МРЛС AN/SPY-6 AMDR. Но, как известно, последняя находится лишь на этапе натурных испытаний, проходящих на Гавайских островах, а это значит, что до начала работ по переоснащению «Бёрков Flight III» на данные РЛС пройдёт ещё не один год.
И, наконец, в-четвёртых, речь идёт об отличных амфибийных способностях катеров-тримаранов класса «Marine Lizard», достигаемых установкой на нижних образующих боковых корпусов четырёх герметичных гусеничных блоков с индивидуальными электродвигателями. Данная опция даст возможность не только осуществлять огневую поддержку дружественных подразделений во время выполнения штурмовых и разведывательных операций в литоральной зоне, но и выполнять высадку десанта на тех участках побережья, которые будут заблаговременно просканированы дружественными средствами оптико-электронной и радиолокационной разведки на предмет отсутствия противотанковых расчётов и артиллерии противника.