ВКС России перед лицом новой угрозы. Чем чревато появление «Метеоров» и JNAAM у наших воздушных рубежей?
09.01.2021 19:08
ВКС России перед лицом новой угрозы. Чем чревато появление «Метеоров» и JNAAM у наших воздушных рубежей?
Как вы помните, в наших многочисленных предыдущих обзорах с завидной регулярностью ставился вопрос ребром недостаточного противовоздушного потенциала истребительных авиационных полков ВКС России в свете обретения 11 июля 2016 года оперативной боевой готовности первой партией перспективных дальнобойных ракет класса «воздух-воздух» «Meteor» от ведущего западноевропейского ракетостроительного концерна MBDA («Matra BAE Dynamics Alenia»).
Концепция комбинированных РПД для оснащения ракет воздушного боя перехватывает инициативу у штатных РДТТ
Оснащенные «тяговитыми» и «долгоиграющими» интегральными / комбинированными ракетно-прямоточными двигателями от «Bayern-Chemie GmbH» c возможностью регулирования интенсивности подачи порошкообразного твердотопливного заряда в камеру сгорания (посредством специализированного клапана с компьютеризированной системой управления приводом дроссельной заслонки) и пролонгирования периода выгорания первого, дальнобойные УРВБ «Метеор» способны сохранять высочайшие лётно-технические качества даже в дальней зоне радиуса поражения (на удалении 130–150 км от точек сходов с узлов подвески носителей), что обеспечит уверенный перехват целей противника, осуществляющих противоракетные маневры с перегрузками порядка 15–17G.
На этом фоне поступающие на вооружение строевых частей Воздушно-космических сил России ракеты воздушного боя средней / большой дальности РВВ-СД (Р-77-1/«Изделие 170-1») для оснащения многофункциональных истребителей переходного поколения Су-30СМ/1/2 и Су-35С, а также сверхдальнобойные РВВ-БД (Р-37М/«Изделие 610М») для интеграции в боекомплекты, как истребителей Су-35С и перехватчиков МиГ-31БМ, так и многоцелевых истребителей 5-го поколения Су-57, по-прежнему не обеспечивают возможность перехвата высокоманевренных средств воздушно-космического нападения (включая тактическую авиации и перспективные сверхзвуковые ПКР) на удалении более 90–100 км.
Так, ракеты воздушного боя РВВ-СД располагают стандартными однорежимными РДТТ с ограниченным периодом выгорания твердотопливных зарядов, обеспечивающим высокие скоростные параметры и должные ЛТХ (высокую угловую скорость разворота и возможность сохранения управляемости при больших углах атаки) на дистанции не более 70–100 км (при пуске со средних и больших высот соответственно).
На дистанциях более 100 км (на фоне израсходованного заряда РДТТ) эффект аэродинамического торможения способствует ускоренному снижению скорости полёта РВВ-СД до критических показателей в 1500–1200 км/ч, что исключает возможность маневрирования с перегрузками 20–25 ед., необходимыми для уверенного поражения тактических истребителей противника, осуществляющих противоракетные манёвры с перегрузками 8–9G.
Что же касается УРВБ сверхбольшой дальности РВВ-БД, то данные изделия отличаются ещё более низким конструктивным запасом прочности (а значит, и располагаемыми перегрузками не более 20G), что обеспечивает уверенный перехват весьма ограниченного спектра маломаневренных целей, оперирующих с перегрузками 6–8G (включая стратегическую авиацию, дозвуковые малозаметные тактические и стратегические КР JASSM-ER и «Tomahawk Block IV», а также ударно-разведывательные БПЛА и устаревшие оперативно-тактические баллистические ракеты).
К данному выводу можно прийти после детального анализа тактико-технических параметров РВВ-БД, опубликованных в весьма компетентном отечественном военно-техническом онлайн-справочнике militaryrussia.ru.
И это, не говоря уже о внушительных миделевом сечении корпуса (около 0,113 кв. м) и конечной массе ракеты РВВ-БД порядка 300 кг (после исчерпания топливного заряда), способствующих достаточно быстрому снижению скорости полёта с 5М до 2–1,5М в плотных слоях тропосферы. Что уж точно не расширяет спектр возможностей Р-37М в противодействии маневрирующим воздушным объектам противника в дальней зоне радиуса поражения (230–270 км).
Частично ликвидировать вышеуказанное отставание от многоцелевых перспективных ракет воздушного боя MBDA «Meteor» позволит сокращение сроков реализации программы разработки и запуска крупносерийного производства перспективной ракеты воздушного боя большой дальности «Изделие 180», работы над проектированием которой были возложены на плечи специалистов «ГосМКБ «Вымпел» несколькими годами ранее.
Перспективное изделие получит более «долгоиграющий» двухрежимный РДТТ, аналогичный применяемому в УРВБ типа AIM-120D AMRAAM, благодаря чему максимальная дальность перехватываемых целей возрастёт в 1,5 раза в сравнении с поступающими в истребительные авиаполки Р-77-1 (от 120 до 170–180 км).
Тем не менее, в случае запуска со средних высот, эффективная дальность перехвата высокоманевренных целей посредством «Изделий 180» составит не более 130–140 км, что по-прежнему будет обусловлено основным ключевым технологическим недостатком РДТТ в сравнении с интегральными РПД - в 2–2,5 раза более низким удельным импульсом тяги (250–300 против 600–700 секунд соответственно), обусловленным в разы меньшим периодом выгорания нерегулируемого двухрежимного РДТТ.
Именно этот недостаток исключит возможность сохранения высокой скорости, а значит – и реализации «энергетического» маневрирования «Изделий 180» в дальней зоне радиуса поражения, что уверенно достигается европейскими «Метеорами».
В свете вышеуказанных обстоятельств особую обеспокоенность вызывает информация о внесении оборонным ведомством Японии 9,7 млн долларов в совместную британо-японскую программу разработки перспективной дальнобойной ракеты воздушного боя JNAAM («Joint New Air-to-Air Missile»), договорённость о запуске которой была достигнута ещё в конце 2015 года, после соответствующих консультаций между высокопоставленными представителями министерств обороны и внешнеполитических ведомств обоих государств.
Разрабатываемая совместным подразделением «MBDA – «Mitsubishi Electric Corporation», перспективная УРВБ-перехватчик JNAAM представляет собой концептуальный и конструктивный гибрид ракеты воздушного боя «Meteor» и японской УРВБ средней дальности AAM-4B.
У первой будет позаимствован силовой блок с интегральным ракетно-прямоточным двигателем, обеспечивающим JNAAM вышеперечисленные лётно-технические параметры. У японской AAM-4B – уникальная сантиметровая активная радиолокационная головка самонаведения на базе активной ФАР.
В отличие от стандартных активных и активно-пассивных радиолокационных ГСН AD4A и 9Б-1103М-200ПС (применяемых в ракетах «Метеор» и в «Изделии 180» и представленных щелевыми антенными решетками) новые АРГСН с АФАР для ракет класса «воздух-воздух» JNAAM будут обладать заметно большими энергетическим потенциалом и помехозащищённостью, более эффективно селекционируя и «захватывая» воздушные цели, прикрываемые ответными прицельными по частоте шумовыми и заградительными помехами контейнерных комплексов РЭБ «Хибины-У», МСП-418К, «Сорбция» и т.д.
В данной ситуации единственным безальтернативным вариантом для ликвидации отставания истребительной авиации ВКС России от западной тактической авиации в задачах завоевания превосходства в воздухе является реализация Московским НИИ «Агат» программы разработки аналогичной АРГСН на базе АФАР с параллельной разморозкой «Вымпелом» проекта перспективной дальнобойной ракеты воздушного боя РВВ-АЕ-ПД.