Абхазия и Османская империя: история противостояния

04.03.2022 15:25

Абхазия и Османская империя: история противостояния Абхазия и Османская империя: история противостояния

Одним из наиболее устойчивых мифов, которые распространяют грузинские фальсификаторы истории, является миф о том, что Абхазия является историческим многовековым союзником Османской империи и проводником ислама в регионе. Однако исторические факты опровергают это утверждение.

Как известно, турки-османы появились в Абхазии и на Кавказе в целом во второй половине ХV века после падения Константинополя. В 1454 г. (через год после падения Византийской империи) османы атаковали Севастополис (древнее название Сухума). Город был разрушен и разграблен.

Шесть лет спустя – в 1459 г. – Абхазия стала участницей антитурецкой коалиции, которую создали государства кавказского региона во главе с царем Кахетии Георгием VIII. В письме к герцогу Бургундскому кахетинский царь писал: «…князья-христиане… заключили между собой перемирие и поклялись всеми силами бороться с турками… каждый выставляет свои войска. Я выставляю 40000 человек… Готов со своими войсками мегрельский царь Бендиан, грузинский царь Горгора (из Самцхе) направляется с 20-тысячной кавалерией. Герцог Анакоции (Авогазии – Абхазии) Рабиа обещал выступить со своими братьями, вассалами и со всеми войсками (30 тыс. воинов). В союзе участвуют … и три татарских князя… Перечисленные лица поклялись друг другу в верности, изменник будет наказан …» Однако вскоре данная коалиция распалась.

В начале 60-х годов XV века османы аннексировали Крым вместе с частью черноморского побережья Кавказа. В 1475 г. они взяли крымскую Каффу и ликвидировали генуэзскую колониальную систему в Черноморском регионе.

В ХVI веке Османская империя и Иран фактически разделили между собой сферы влияния на Кавказе. В результате этого раздела весь Западный Кавказ (включая Абхазию) оказался в зоне турецкого влияния. В 1553 г. турки попытались укрепиться в Джигетии (она же Малая Абхазия - территория между нынешними Гагра и Сочи), в 1578 году в Севастополисе (Сухуме) разместился османский гарнизон.

В первой половине XVII в. турки блокировали Севастополис с моря, так как не могли захватить его со стороны суши. Городу пришлось пойти на выплату дани. Абхазские феодалы даже начали получать турецкие имена.

В это время исторические источники фиксируют факты союзных отношений между абхазами с одной стороны и донскими и днепровскими казаками с другой. Причем именно союза антитурецкого. В частности, известно, что после удачных походов в Османскую империю и Крым казаки оставляли часть взятых в качестве трофеев золотых и серебряных монет в чаше в Пицундском соборе.

В мае 1634 г. османы высадили десант на Кодорском мысе, опустошили все окрестности, разграбили и разрушили Драндский монастырь и потребовали от абхазов выплату дани. Через некоторое время выплата дани прекратилась.

Важно отметить, что турки пытались использовать противоречия между абхазскими феодалами и между Мингрелией и Абхазией. Однако временами эти противоречия удавалось сглаживать и даже создавать антитурецкие союзы. Например, в 1672 г. мингрельский князь пригласил абхазское ополчение для борьбы с османами.

В 1724 г. османы построили в районе Севастополиса крепость бастионного типа, которую они назвали Сухум-Кале. В 30х гг. XVIII века в крепости служило от 70 до 112 солдат.

В 1733 г. османский гарнизон ограбил и сжег Илорский храм и двинулся дальше в северо-западную Абхазию. Абхазский владетельный князь Шервашидзе и его окружение формально перешли в мусульманство. Однако вскоре абхазы уничтожили крепость Сухум-Кале.

Эту победу приписали чудодейственному деянию святого Георгия Илорского, что сразу же стало причиной ренессанса христианства в Абхазии.

В 1757 г. владетель одного из абхазских регионов – Самурзакана – Хутуния Шервашидзе принимал активное участие в борьбе Имеретинского царства с турками и был убит в бою. Против другого оппозиционного абхазского феодала – владетеля Бзыбской Абхазии Манучара Шервашидзе - турецкие власти использовали феодальную фронду в лице представителей фамилии Дзяпш-ипа. Манучар и два его брата – Зураб и Леван – были высланы в Османскую империю, и Дзяпш-ипа сумели захватить обширную территорию от реки Псырдзха до реки Кодор. Османы утвердили правителем Абхазии Зураба Шервашидзе, а Манучара объявили низложенным.

Однако уже в 1771 г. новый правитель вместе со своим родственником – владельцем Самурзаканской Абхазии Леваном Шервашидзе – осадили и захватили крепость Сухум-Кале.

В 1774 г. османы покинули Сухум-Кале, а сами члены фамилии Шервашидзе разделили между собой Абхазию на четыре части: Бзыбская Абхазия досталась Зурабу, владетелем центральной части (между Анакопией и Кодором (Аку) – стал племянник Зураба – Келешбей, территорию между Кодором и Аалдзгой (Абжуа) получил другой племянник Зураба – Бекирбей, Самурзакан осталась за правителем Леваном.

Отметим, что Леван участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. на стороне России. Именно в тот период времени он обратился к русскому генералу Э.И. Тотлебену с просьбой принять его владения под покровительство России.

Отметим, что скрытой формой сопротивления османам стал и религиозный вопрос. Усиление политических и экономических контактов с Османской империей на протяжении XVI–XVII вв. привело к постепенному распространению мусульманства суннитского толка. Так, если в начале XVI в. ещё сохранились традиционные (дохристианские) и христианские верования на всей территории Абхазии, то с его середины начался процесс вовлечения её в исламский мир.

К 40-м гг. XVII в. относится первое свидетельство турецкого географа и историка Эвлия Челеби об абхазах-мусульманах. Он писал, что у них есть мечеть и, если кого-нибудь «обозвать христианином, то они убьют его, если же назвать мусульманином – обрадуются. Они не признают Корана и не имеют никакого вероисповедания. Вместе с тем не любят христиан, а за мусульман душу отдадут». В то же время абхазы ещё не платили султану «харадж», которым обычно облагались немусульмане. Та часть абхазов, которая проживала в приморских Абжуа и Самурзакани, была христианами. О такой выборности религии говорит и тот факт, что владетель Юго-Восточной Абхазии Путу Шервашидзе выказывал верность христианскому учению, а владетель остальной части Абхазии – Карабей - был сторонником ислама. Проникновению мусульманства в Абхазию в середине XVIII в. способствовали междоусобные распри, удаление католикоса из Пицунды и изгнание многих христианских священников из храмов. Ввиду отсутствия в данном регионе подходящих социально-экономических условий зёрна новой мировой религии прорастали на местной почве с трудом.

 До середины XVIII в. абхазское общество развивалось на конфессиональном уровне по трём религиозным направлениям: сохранялись многие элементы христианства, возродились различные традиционные народные культы, расширялось воздействие мусульманства.

Ян Рейннегс, врач, путешественник, наблюдал во второй половине XVIII в. смешение традиционных и христианских верований у абхазов. К примеру, в первых числах мая они собирались в священном лесу около большого железного креста, где жили пустынники. Все приносили с собой деревянные кресты и ставили их повсюду, а потом обменивались ими в знак дружбы. Во многих местах Абхазии находят грубо обработанные железные кресты, нижний конец которых представляет острие для насадки на деревянное древко.

Особый урон абхазскому социуму наносила работорговля. Продавали в основном пленных, но за большую сумму – и своих соплеменников. Наиболее ценились молодые, крепкие красивые мужчины (15 руб.) и 13-18-летние девушки (20 руб.). Османы ежегодно вывозили до 12 тыс. рабов.

В обмен на людей турецкие торговцы завозили в Абхазию товары из различных стран: ковры, одеяла, холсты, кожу, шали, сукно, шелка, сёдла, сбруи, железо, медь, котлы, курительные трубки, солёную рыбу, сахар, соль и, конечно, разнообразное вооружение – ружья, сабли, кинжалы, ножи, пистолеты, порох, стрелы.

 В 80-х гг. XVIII в. к власти в Абхазии пришёл владетельный князь Келешбей Чачба (Шервашидзе), который балансировал между Турцией и Россией. Келешбей быстро подчинил себе феодальную знать Абхазии, опираясь на мелкое дворянство и «чистых» крестьян (анхаю цкя), каждый из которых был вооружён ружьём, шашкой и пистолетом. Эта постоянная стража состояла из 500 ратников. В случае военной угрозы Келешбей в считанные часы выставлял хорошо вооружённое 25-тысячное войско. У него были артиллерия, конница и сильный флот. До 600 военных галер владетеля постоянно крейсировали вдоль Черноморского побережья на всём протяжении от Батума до Анапы, причём комендантами крепостей Поти и Батум были его племянники.

 На первом этапе своей деятельности Келешбей пользовался военнополитической поддержкой Турции, под протекторатом которой находилась Абхазия. В период расцвета этих отношений владетель построил в Сухуме 70-пушечный корабль и подарил его султану.

 В 1803 г. Келешбей сделал первый формальный шаг к сближению с Россией, намереваясь с ее помощью избавиться от протектората Турции. В 1806 г. владетельный князь обратился с просьбой о принятии Абхазии в подданство России, но император Александр I медлил с решением этого вопроса. В разразившейся русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Россия пыталась использовать Келешбея в своих интересах. Так, в 1807 г. ему было предложено отбить у турок крепость Поти, но Келешбей уклонился от активных действий, понимая, что может понести большие потери. Вместе с тем, собрав 25-тысячное войско, Келешбей пресек попытки Турции высадить десант в Абхазии.

 Вскоре после гибели владетельного князя Абхазии, а именно 12 августа 1808 г. его сын Сефербей (Георгий) Шервашидзе обратился к императору с новыми «просительными пунктами» о принятии в подданство России, и 17 февраля 1810 г. Александр I утвердил этот документ, признав Георгия «наследственным князем абхазского владения под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи»*. Однако для того, чтобы господствовать на восточном берегу Черного моря, необходимо было еще выбить из этого региона турок, а, как известно, их влияние и распространение здесь было достаточно серьезным (турки называли Сухум старым Стамбулом).

 Борьба двух империй, продолжавшаяся более 50 лет была беспощадна и кровава прежде всего для местного населения. Однако мнение некоторых радикально настроенных национал-патриотов о том, что Россия воевала с народами Западного Кавказа, ошибочно, так как очевидно, что истинной причиной была борьба с Турцией за влияние в этом регионе. Обе империи являлись одними из самых могущественных сверхдержав того времени, перед ними стояли великие исторические задачи, поэтому борьба за территориальное господство между ними была неизбежна.

 Как известно, в мае 1812 г. был заключен Бухарестский мир, по которому Россия приобрела все побережье Абхазии и Мегрелии, тем самым ей удавалось укрепить безопасность Крыма. Кроме того, решилась главная стратегическая задача России – Наполеон лишался турецкого союзника.

В 1829 г. был заключен Адрианопольский трактат, согласно которому Порта отказывалась в пользу России от всего восточного побережья Черного моря и уступала ей черкесские земли. Однако эта уступка имела значение только на бумаге, на деле Турецкая империя не прекращала попыток вернуть Абхазию и весь Южный Кавказ под свой протекторат. Этот регион всегда являлся стратегически значимым (как известно здесь проходил Великий шелковый путь), и Турции было важно отсечь коммуникации, связывающие Россию с Южным Кавказом, а также с Западом.

Взаимоотношения России и Абхазии были весьма неоднозначны, особенно в XIX веке. Очевидно, что как притязания Турции, так и России воспринимались исторически проживавшими на данной территории народами как посягательство на их национальную независимость.
Кроме того, именно в этот исторический период Западный Кавказ оказался без реального лидера, способного принимать самостоятельные решения и консолидировать адыго-абхазское общество. Разлад в элите, раскол в обществе, отсутствие предводителя, способного взять в руки управление своим народом, привели к внутренней борьбе в регионе. Как известно решение глобальных национальных проблем, вопросов войны и мира зависело в то время от высшего сословия, которому традиционно доверяли крестьяне. Но князья и дворяне разделились во мнениях, а национального лидера, пользовавшего всеобщим уважением, а главное широким доверием уже не было. Таким образом, можно говорить о том, что именно в результате несогласованных действий и неправильно выбранного вектора и произошел массовый исход абхазо-адыгских субэтносов из своих земель.

В данном вопросе необходимо также учитывать этнопсихологическое состояние народа, не желавшего признавать чью-либо власть, оказавшегося без реального лидера между молотом и наковальней: интересами Российской империи с одной стороны, и Османской с другой. Примечательно в этой связи высказывание турецкого офицера о политике Порты на Кавказе, которое в равной степени верно и в отношении политики царской России: «В Константинополе умы были затемнены до такой степени, что там не различали творимого на Кавказе и играли с судьбой целого народа…Стремясь поддержать черкесов, начинают с уничтожения их социального и политического быта; подстрекая на борьбу с русскими, в то же время отрезают им путь отступления»**.

Мы часто занимаемся мифологизацией того действительно страшного периода в истории народов Западного Кавказа, закрывая глаза на факты. А факты: исторические и документальные материалы, военная публицистика XIX в. - свидетельствуют о том, что в регионе шла борьба не народов, но империй за сферы влияния и территориальное господство. Народы Западного Кавказа оказались заложниками времени, заложниками великого передела. Еще одним подтверждением тому служит появление здесь англо-французских агентов, которые обещали горцам «избавить» их навсегда от русских, если они примут покровительство Англии.
Народы Западного Кавказа оказались на пути столкновения интересов более могущественных держав, которое решали глобальные, стратегические задачи. Так было на протяжении всей истории этих народов. Именно поэтому поколения горцев воспитывались войнами. И, извлекая уроки из прошлого, необходимо двигаться дальше.



* Материалы и записки по вопросу о владетельских и имущественных правах потомков светлейшего князя Михаила Шервашидзе, последнего владетеля Абхазии. Верден, 1913. С. 5-7
** Осман-бей. Воспоминания 1855 года. События в Грузии и на Кавказе // Кавказский сборник Т.II Тифлис, 1877. С.169