Даёшь БАМ!
28.10.2025 11:53
Строители БАМа открывают путь на одном из участков магистрали
Впервые замысел строительства железной дороги вдоль северных берегов озера Байкал появился ещё в Российской империи, однако его воплощение показалось царской администрации слишком сложным. Вместо него была создана Транссибирская магистраль, которая также проходила возле байкальских берегов, но значительно южнее. Главным минусом Транссиба являлось его расположение неподалёку от государственной границы. Таким образом, рано или поздно Россия вернулась бы к идее БАМа, однако три революции и Гражданская война этому помешали.
Вплоть до 30-х годов, когда на границах СССР возникла угроза со стороны Японии, проект Байкало-Амурской магистрали разрабатывался лишь в теории. В 1937 году дело сдвинулось с мёртвой точки, начались первые работы по прокладке железнодорожных путей через тайгу и горные перевалы. Примечательно, что в этот период строительство велось преимущественно руками заключённых ГУЛАГа и полностью курировалось НКВД. Одним из тех, кто отметился на строительстве БАМа, стал будущий маршал Константин Константинович Рокоссовский.
В хрущёвское время стройку почти заморозили (как и многие сталинские проекты), завершать магистраль довелось уже в брежневские времена. В 1967 году работы были возобновлены в ещё более грандиозных масштабах с активным привлечением комсомольских отрядов. Для прокладки путей использовалась как отечественная, так и импортная техника, что значительно облегчило ручной труд. После того, как БАМ в 1974 году объявили важнейшей стройкой страны, темпы прокладки рельсов и строительства станций и полустанков многократно увеличились. В октябре 1984 года были уложены так называемые «золотые звенья». Правительство по радио и телевидению заявило о торжественном завершении стройки. Впрочем, до реального пуска магистрали оставались ещё годы, и она действительно начала работать только в 1989 году.
В условиях начавшегося разрушения СССР экономическое использование магистрали не компенсировало расходов на её строительство. Никакой вины строителей в этом, разумеется, нет, ведь проект задумывался в советское время и был рассчитан на долгосрочную перспективу. В наше время БАМ помогает Транссибу обеспечивать снабжение Дальнего Востока и является одной из важнейших транспортных артерий.
Оригинал публикации: https://1rodina.ru/article/dayosh-bam