Очерк краткой Истории Абхазии
23.02.2015 01:55
Очерк краткой Истории Абхазии
АБХАЗЫ - самоназвание – апсуа, один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северо-кавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу северо-кавказской семьи языков. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию абхазов, христианство (православие), ислам (суннитский). Первые упоминания об Абхазии содержатся в ассирийских источниках XII в. до н. э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем "абешла", а в I-II вв. н. э. зафиксированы "апсилы" и "абазги". На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы "апсуа" (самоназвание абхазов), "абаза" (самоназвание абазин, родственных абхазам), "обезы" в русских (примечательно, что при строительстве храма Святой Софии в древнем Киеве упоминаются зодчие «из обезов») и "абхазы" в грузинских летописях. "Апсны", т.е."Страна души" - так называют свою родину абхазы.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тыс. до н. э., а в начале I тысячелетия до н. э. колхидскокобанской металлургической цивилизации. В VIII-VII вв. до н. э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие свое яркое отражение в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара. Через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в VII-VI вв. до н. э. в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Уклад городской жизни (Диоскуриада - современный Сухум, Гюэнос - современная Очамчира, Эшерское городище, Питиунт - современная Пицунда), и государственность на территорию Абхазии привнесли греки в первой половине VI в. до н. э., связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических, отношений. В первые века н. э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса (современный Сухум, получивший такое название после Диоскуриады во времена древней Греции) и Гюэноса стояли римские когорты, а в Египте находилась "Первая когорта абасгов".
В VI-VIII вв. н. э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления "Великого шелкового пути": дороги через Абасгию (западная Абхазия, через бзыпское ущелье), Апсилию (центральная Абхазия) и Мисиминию (восточная Абхазия). Во II-VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобытную "Цебельдинскую культуру", во времена которой широко развились металлургия, ремесленничество, искусство. В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи III-IV вв. из дамасской стали, уникальные предметы быта.
По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III-IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов - Константин. В Константинополе основана школа, где специально обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике "Мученичество Або Тбилели" (VIII в.) прямо говорится о христолюбивой "Стране Абхазия", что свидетельствует о формировании абхазской феодальной народности. В течение VIII-X вв. существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Являясь щитом от арабских нашествий, оно объективно привело к объединению всего Западного Закавказья. Достигло своего расцвета в Х веке при Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании. В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая абхазо-аланская школа византийского зодчества.
Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014 гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства - "царства абхазов и картвелов", которое еще некоторое время продолжало называться "Абхазским". В XIII столетии "царство абхазов и картвелов" распалось.
В XIII-XVвв. Абхазия была в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий, например. Каво де Буксо (самшитовая гавань), современный город Гудаута. В XVI-XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. Получает распространение ислам суннитского толка, правда ислам так и не прижился - абхазы предпочитали придерживаться своих традиционных верований и исполняли нормы шариата больше формально. С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (иногда упоминается как Шервашидзе, так как со времен абхазо – картвельского царства некоторые княжеские рода брали фамилии на картвельский лад), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.
В это время между Турцией и Россией шла кровопролитная война. В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял крепость Сухум-Кале (под таким названием был город Сухум во времена турецкой протекции над Абхазией). Законный владетельный князь Асланбей Чачба оставил укрепление. Прибрежная Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том, что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.
С 1864 по 1917 гг. Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была подчинена царской администрации на Кавказе. В XIX столетии Абхазия все еще занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром, а, значит, вольными обществами. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а свободные общинники составляли почти 3/4 населения страны. В систему общественного уклада Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и традиционных верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община ("акыта"), которая объединяла все слои населения - высшие и низшие сословия - и была пропитана молочным родством ("аталычеством") князей с крестьянами. Основополагающими правилами поведения являлись «Апсуара» и «Аламыс», своего рода кодекс частной и общественной жизни для всех сословий, пользовавшийся авторитетом и всеобщим уважением на всем Северном Кавказе и в Закавказье. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия. В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности абхазов. Общими для всех и открытыми для совместного пользования были только пастбища и леса. Хозяйство абхазов носило натурально-потребительский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой металлов, кож, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений.
В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866, 1877 годов абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами - махаджирами. Трагедию махаджирства исторически точно изобразил в своем романе «Последний из Ушедших» писатель Баграт Шинкуба. В Абхазию хлынул поток новопоселенцев, прежде всего грузин (в основном мегрелов), а также армян, греков, русских, болгар, немцев, эстонцев и др. Так, в 1886 году абхазы составляли 85,7%, а в 1897 году - 55,3% населения.
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 года на съезде в Сухуме был избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа. 11 мая 1918 года на Батумской мирной конференции провозглашена Горская республика (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в ее состав вошла и Абхазия. Была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в 1864 г. В июне 1918 года, в нарушение всех договоренностей, войска только что провозглашенной Демократической республики Грузия (26 мая 1918 года), при прямой военной поддержке Германии, оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило Грузии, Германскому правительству резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства. Политика правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонационального населения Абхазии, что и облегчило установление здесь Советской власти 4 марта 1921 года. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооруженного вмешательства Грузинской республики. Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического выбора, который был реализован провозглашением ее ревкомом независимой ССР Абхазии (31 марта 1921 г.). Уникальность политической ситуации заключалась в том, что Абхазия около года была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа Сталина, Орджоникидзе и других лидеров Советской России была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал, по сути, равноправие двух республик. Характер межгосударственных отношений Абхазии и Грузии нашел свое отражение в Конституции ССР Абхазии 1925 г. и в Конституции Грузинской ССР 1927 г., в которой подчеркивается, что Грузинская ССР является государством, строящимся на федеративных началах (ст. 2-я). Первая советская Конституция принята в Абхазии в апреле 1925 г. lll Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства (Ст. 5 Конституции Абхазии 1925 г.) Именно потому Конституция Абхазии 1925 г. по положению не подлежала утверждению в других структурах. Решение съезда Советов по данному вопросу считалось окончательным. Абхазия не входила в состав Грузии. В 1924-1925 гг. были утверждены Герб и Флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, введены в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной. До 1931 г. ССР Абхазия называлась "договорной" республикой. Под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос рассматривался на VI съезде Советов Абхазии (11 февраля 1931 г.), хотя и не значился в повестке дня, а затем в Тбилиси VI всегрузинским съездом Советов 19 февраля 1931 г. было принято постановление о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику. Ущемление суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти. После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: школьное обучение детей было переведено с абхазского на грузинский язык, абхазская письменность - на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменены грузинскими, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии (6% в 1886 году; 24% в 1897 году; 30% в 1939 году; 39,1% в 1959 году). Демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, проводилась в завуалированной форме и в постсталинский период. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957,1964,1967,1978,1989 годах. Парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения (постановления 1989-1990 гг.), которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 года. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 года принял «Декларацию о государственном суверенитете Абхазии». Придя к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси, Военный Совет Грузии в феврале 1992 года принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года м о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 года, в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значится. В правовом отношении Грузинская ССР перестала существовать, и образовалось новое государство, с которым Абхазская АССР никаких взаимоотношений не имела. В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия. 14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет, при поджоге Главного архива были похищены бесценные археологические артефакты, погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
30 сентября 1993 года, после более чем 13 месячной войны и оккупации восточной части республики, вся территория Абхазии была освобождена. С ноября 1993 года начались грузино-абхазские переговоры под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Был подписан ряд важнейших документов, в частности, "Заявление о мерах по политическому урегулированию от 4 апреля 1994 года", «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994 года. В июне 2004 года в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира. Начался возврат беженцев в Гальский район. 26 ноября 1994 года парламент Республики принял новую Конституцию суверенного Абхазского государства, субъекта международного права. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а русский наряду с абхазским является языком государственных и других учреждений. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Абхазия - президентская Республика. Первым президентом парламент избрал Владислава Ардзинба. С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года Абхазия и ее народ подвергались жесточайшей политической, экономической и информационной блокаде. С избранием в России президентом Владимира Путина в 2000 году душившая Абхазию блокада была снята. Несмотря на все тяготы послевоенной жизни, в стране стала возрождаться экономика, культура, наука, образование, курортная сфера.
Ввод грузинских военных подразделений в ущелье Верхнего Кодора в июле 2006 г. привел к срыву грузино-абхазского переговорного процесса. 12 августа 2008 Вооруженные силы Абхазии заняли верхнюю часть Кодорского ущелья, которую перед этим покинули грузинские военные и практически всё население (преимущественно сванское). Абхазские вооруженные силы таким образом установили контроль над всей территории Абхазии.
С признанием суверенитета и независимости Абхазии Российской Федерацией в сентябре 2008 года начинается новейший период истории независимого Абхазского Государства.
Автор: Г. М. Николаев, корреспондент «Военного дипломата».
Источники и литература:
- З.В. Анчабадзе (Ачба), «Очерк этнической истории абхазского народа», издательство «Алашара», 1976г.
- С.З. Лакоба, «Очерки политической истории Абхазии», 1990г.
- В. Г. Ардзинба, «К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов)» 1988г., Москва.
- Ю. Н. Воронов, « Тайна цебельдинской долины», 1975г., Москва.
- Ю. Н. Воронов, П. В. Флоренский, Т.А. Шутова, « Белая книга Абхазии», 1993г., Москва.
- Ф.Ф. Торнау, «Воспоминания кавказского офицера», 1864г, Вена.