Россия противостоит манипуляциям ЮНЕСКО
12.11.2015 15:00
Россия противостоит манипуляциям ЮНЕСКО
В современном мире все более широкое распространение получает использование культуры, истории и исторической памяти в качестве инструментов, регулирующих политический процесс. Манипуляции с ними мы можем наблюдать на примере различных оценок итогов Второй мировой войны, советской истории, в решении различных территориальных споров. С их помощью различные стороны стремятся оправдать свою негативную риторику и претензии к своим оппонентам.
Наиболее актуальным сегодня является вопрос использования исторической памяти в международных отношениях. С ее помощью государства получают возможность самостоятельно создавать свою идентичность, консолидировать общество, усиливать конфронтацию на международной арене либо стимулировать ведение конструктивного диалога. Формирование исторической памяти зависит прежде всего от политической воли, поэтому с уверенность можно говорить о том, что она является целенаправленно применяемым средством решения собственных задач.
Яркий пример этого – отношения России и стран Прибалтики или, например, Украины. Так, использование Украиной неоднозначных моментов совместной истории, например тезиса об«оккупации», направлено на получение определенных дивидендов. Более того, используя тезис о «геноциде украинского народа» в 1932-1933, украинское руководство может рассчитывать на определенные уступки со стороны Запада, который до последнего времени смотрел на такое «восхваления» сквозь пальцы.
Для России, в свою очередь, остается неприемлемой линия украинского руководства, как и любого другого, направленная на «сознательное искажение общей истории, героизацию нацистских пособников, искусственное навязывание международному сообществу тезиса о массовом голоде 1932-1933 годов в СССР как "геноциде украинского народа"».
Для РФ практическое значение имеет сохранение позитивных моментов истории и культуры и использование их в целях поддержания положительных отношений с государствами, связанных с ней общностью исторической судьбы. Это способствует поддержанию благоприятного имиджа на мировой арене, а также играет роль катализатора начавшихся на постсоветском пространстве интеграционных процессов.
Очередным примером таких манипуляций с культурой и историей уже стала начавшаяся 6 ноября
В повестке заседания находятся вопросы анализа программ и стратегий, направленных на достижение Целей устойчивого развития на период до 2030 года, рассмотрение бюджета организации до 2021 года, а также выборы в ее руководящие органы.
Для России 38-я Генеральная конференция ЮНЕСКО
На этом фоне в своем выступлении на 38-й Генеральной конференции
«Эти усилия подрываются в результате получившей развитие в последнее время практики применения отдельными государствами дискриминационных мер в отношении деятелей культуры и искусства, журналистов, запрета на ввоз выставочных экспонатов, не говоря уже о сносе памятников героям Второй мировой войны в «политкорректной» Европе при красноречивом молчании западных лидеров – как будто наш континент не испытал на себе все ужасы нацизма, как будто и не было Нюрнбергского трибунала. Любая политизация гуманитарных связей неприемлема. Считаем крайне опасными попытки спекулировать на гуманитарном характере деятельности ЮНЕСКО для решения односторонних политических задач, как это делают некоторые наши коллеги, всеми правдами и неправдами продвигая тему о членстве Косово в грубое нарушение резолюции 1244 СБ ООН». Лавров Сергей Викторович.
По мнению Лаврова, «Организация призвана способствовать укреплению атмосферы доверия и взаимопонимания между странами и народами, продвижению непреходящих нравственных ценностей, общих для всех основных мировых религий и культур. Рассчитываем на ее деятельное участие в противодействии нетерпимости, национализму, дискриминации. Необходимо максимально поощрять взаимоуважительный межцивилизационный, межкультурный, межконфессиональный диалог». Для такого диалога вопрос вступления в ЮНЕСКО Косова может нести как минимум скрытые угрозы.
Вопрос о статусе Косова в организации будет решен в понедельник, 9 ноября, на голосовании стран-участниц. Для того, чтобы стать членом ЮНЕСКО частично признанной республике нужно получить не менее двух третьих голосов принимающих участие в процедуре стран. Стоит отметить, что право голоса имеют далеко не все государства-участники. К примеру, США отстранены от голосования, поскольку с 2011 года они не платят членский взносы в организацию.
Однако от этого политическая подоплека голосования далеко не уменьшается. Принятие Косова в состав организации сделает республику на шаг ближе к всеобщему признанию, поэтому все заинтересованные страны, вне зависимости от возможности голосовать, приложат все свои ресурсы, чтобы достичь положительного для себя результата.
Сегодня республика признана 111 государствами, однако далеко не все из них готовы поддержать ее снова. По словам первого вице-премьера Сербии Ивицы Дачича, представители Белграда «день и ночь» работают в Париже, встречаясь с партнерами из других стран, чтобы предотвратить признание Косово полноправным членом ЮНЕСКО. Прилагает свои усилия к решению вопроса и Россия, поддерживая позицию Сербии:
«Сербы работают над этим вопросом, мы, естественно, помогаем. Мы против приема Косово, во-первых, в нарушение норм международного права, во-вторых, мы против принятия без всяких условий»,- поясняет позицию Кремля постпред РФ при организации Элеонора Митрофанова, которая и будет представлять Россию на голосовании.
Несмотря на это, шансы частично признанной республики на вступление в ЮНЕСКО оцениваются как высокие.
Две другие чувствительные для России темы: проблема мониторинга ситуации вокруг культурного наследия Крыма и вопрос включения в реестр «Памяти мира» писем японских военнослужащих, оказавшихся в плену на территории СССР после Второй мировой войны, - не входят в основную повестку конференции. Однако всё равно они являются определенным камнем преткновения.
Первая тема напрямую касается вопроса признания присоединения Крыма международным сообществом. На данный момент ЮНЕСКО не видит возможности выполнить решение о проведении мониторинга в Крыму, принятое в октябре исполнительным комитетом, во взаимодействии с Москвой, считая полуостров украинской территорией. Однако Киев организации помочь не в силах, поскольку просто не имеет доступа в Крым. Тем самым проведение мониторинга затягивается на неопределенный срок.
Не менее политически мотивированным является и вопрос включения в реестр «Памяти мира» писем японских военнослужащих. Москва считает этих людей «военнопленными, задержанными в результате боевых действий», а Токио — «интернированными лицами». По сути, включение писем в реестр будет означать признание организацией токийской точки зрения, что неприемлемо для российской стороны. Она намерена попытаться договориться с японцами о снятии инициативы с повестки. В случае же, если с ними договориться не получится, российские дипломаты постараются убедить гендиректора ЮНЕСКО не подписывать соответствующие сертификаты.
Как показывает практика, Организацию объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры сегодня, к сожалению, больше волнуют политические склоки, чем реальные старания по сохранению памятников культурного наследия. А последнее сегодня наиболее актуально, поскольку акты вандализма в Сирии и Ираке со стороны террористической группировки «Исламское государство» продолжаются, не встречая никаких ответных мер со стороны мирового сообщества.