Перевозчики войны
01.05.2015 10:24В Великую Отечественную многие пилоты "Аэрофлота" пересели за штурвалы боевых самолетов. Но и сам "Аэрофлот", можно сказать, пошел на войну в полном составе
Ровно через день после ее начала, 23 июня 1941 года, Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) перешло на военное положение по ранее принятому мобилизационному плану. Через две недели в распоряжении начальника ГУ ГВФ генерал-майора авиации Василия Молокова было шесть авиационных групп особого назначения (АГОН): Северная, Прибалтийская, Белорусская, Киевская, Юго-Западная и Московская, а также три отдельных авиаотряда по обслуживанию Северного, Балтийского и Черноморского военно-морских флотов. Гражданские летчики снабжали оружием солдат и партизан, высаживали десантников, эвакуировали раненых. Больше всех отличилась 10-я гвардейская авиадивизия ГВФ (бывшая Московская авиагруппа). На ее счету более 90 тысяч самолетовылетов, из них свыше 10 тысяч за линию фронта, 435 тысяч перевезенных бойцов и командиров, 54 тысячи тяжелораненых, доставленных в тыловые госпитали. 10 летчиков дивизии стали Героями Советского Союза.
Вот самые впечатляющие страницы истории.
11 сентября 1941 года экипаж самолета ПС-84 Московской АГОН под командованием майора А. Лебедева в сложных условиях доставил из Москвы в осажденный Ленинград группу офицеров Генерального штаба во главе с генералом Г. Жуковым.
3 октября 1941 года летчики ГВФ доставили в район Орла и Мценска части 201-й воздушно-десантной бригады — всего 5440 бойцов и командиров, выполнив за короткое время 219 боевых вылетов.
9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии впервые была исполнена 7-я симфония Д. Шостаковича, партитуру которой из Куйбышева в Северную столицу вместе с медикаментами и продовольствием доставил экипаж Северной авиационной группы особого назначения, которым командовал 20-летний лейтенант В. Литвинов.
За время Сталинградской битвы летчики ГВФ выполнили свыше 46 тысяч боевых вылетов, перевезли почти 31 тысячу солдат и офицеров, доставили в тыловые госпитали 3,5 тысячи тяжелораненых. За успешное выполнение боевых заданий в ходе Сталинградской битвы 7-й отдельный авиаполк ГВФ (командир Ш. Чанкотадзе) был переименован в 87-й отдельный гвардейский полк ГВФ. 4 мая 1943 года полку было присвоено почетное наименование "Сталинградский".
В конце августа 1942 года транспортными самолетами авиагруппы ГВФ и 101-го авиаполка авиации дальнего действия были доставлены в Москву на совещание в Ставку Верховного Главнокомандования командиры сводных партизанских отрядов С. Ковпак, А. Сабуров, М. Дука, Г. Покровский и др.
В 1943 году в основном из пилотов ГВФ была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия для доставки из США полученных по ленд-лизу самолетов по авиатрассе Уэлькаль — Чукотка — Красноярск — западные районы страны.
11 апреля 1944 года летчик 105-го отдельного авиаполка ГВФ гвардии лейтенант А. Мамкин ценой своей жизни спас 12 детей и двоих раненых партизан, которых на легкомоторном самолете Р-5 вывозил с оккупированной территории на Большую землю. Он сумел посадить подбитый самолет, находясь в горящей кабине, но все пассажиры остались живы.
В конце мая 1944 года Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений. 4 июня экипаж майора А.С. Шорникова, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез из окружения руководящий состав штаба НОАЮ во главе с маршалом Иосипом Броз Тито.
В ночь на 9 мая 1945 года экипаж командира 19-го отдельного авиаполка ГВФ А. Семенкова доставил из Берлина в Москву подписанный накануне Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Фото: Пресс-служба "Аэрофлот"
Источник:
Перевозчики войны