Азербайджан приступает к охвату Южной Армении

28.11.2020 20:48

Азербайджан приступает к охвату Южной Армении Азербайджан приступает к охвату Южной Армении

Упразднить границу Армении с Ираном?

Не покидает ощущение, что в Баку готовятся именно к этому – блокаде не только Карабаха, но и всей Армении. По крайней мере с юга. И похоже, на границе Армении с Ираном без российской военной базы уже просто не обойтись.

Разблокирование транспортных (в том числе транзитных) артерий в регионе с участием России (а значит, и российского ФСБ), предусмотренное документом по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта (от 10 ноября 2020 года), вызывает «глухое» (пока «глухое») недовольство среди некоторых, но весьма влиятельных азербайджанских средств массовой информации.

Пока неясно, то ли это вброс от официальных структур этой страны? То ли некий «пробный шар» в адрес Москвы и Еревана? Но, если бы дело было только в этой магистрали.

В Иране уже официально опровергают недавние клише некоторых азербайджанских и турецких «экспертов», поддержанные националистическими группами иранских азербайджанцев. Согласно этим заявлениям, ирано-армянскую границу, вдоль которой проходит участок «Транссиба Закавказья» между Арменией и Азербайджаном, вообще нужно упразднить в связи с мирным урегулированием того конфликта.

Такое урегулирование, якобы само по себе предусматривает контроль Баку за этим районом (В Тегеране комментируют заявления о том, что границы между Ираном и Арменией больше не существует).

Азербайджанское информагентство «с глубоким удовлетворением» сообщает об этой инфокампании, причем со ссылкой на турецкий источник:

«В Иранском Азербайджане (Южный Азербайджан) началась кампания в поддержку Азербайджанской Республики и её армии, сообщает «Туран».

Мы Азербайджан

«Туран» - это одно из официальных СМИ Турции. И оно продолжает:

«Мы не рядом с Азербайджаном, мы сами Азербайджан».

Таков сегодня лозунг информакампании, в которой участвуют тысячи этнических азербайджанцев в разных уголках Ирана. Они фотографируются с азербайджанскими флагами, распространяя фото в соцсетях. Помимо этого, в Иране прошли акции протеста с требованием закрытия ирано-армянской границы.

В ходе беспорядков подожгли несколько грузовиков, которые предположительно перевозили вооружение для Армении. Одновременно были проведены несколько митингов в Ардебиле, Урмие, Тебризе и в самом Тегеране в поддержку «правого дела Азербайджана».

Похоже, в развитие идеи упразднения ирано-армянской границы в ряде азербайджанских СМИ, уже высказываются сомнения в целесообразности возобновления работы «Транссиба Закавказья», имеющего ещё с 1910 года выход в Иран через Нахичеванский регион Азербайджана (Теперь блокада Карабаха?).

Транзит без перспективы?

Эта кампания в СМИ сопровождается попытками убедить Москву и Ереван в якобы невыгодности этой магистрали как для России и Армении, так и для их взаимоотношений с Ираном.

При этом от возможного использования этой же транспортной артерии для российско-турецкой торговли те же медиа Москву не отговаривают. Маршрут из северо-западной Армении с веткой в Турцию (Ахурян-Догукапы) имеется ещё с 1899 года и неплохо использовался даже в 90-е годы прошлого века.

Так, «Вести.Аz» (Баку) 18 ноября 2020 года отметили:

«Для России железная дорога в Иран и далее в страны Персидского залива — нужна теперь и сейчас. И данная дорога для России в направлении Ирана существует: речь о железнодорожном сообщении Нахичеванской Автономной Республики (НАР) АР» — посредством железнодорожной ветки из Армении в эту автономию на «погранстанции Джульфа (Азербайджан) – Джульфа (Иран)».
Также отмечено, что использование такого маршрута возможно, «так как «Россия имеет в концессии армянскую железную дорогу. Впрочем, для российских перевозчиков движение грузов через железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, НАР АР и лишь затем в Иран, будет весьма дорогим удовольствием».
Хорошо известны чрезмерно высокие транзитные тарифы Азербайджана, которые ставят крест на прямом транзите Россия – Армения – Иран. При этом, как отмечает источник, в целом, Азербайджан «стал незаменимым для Турции, Ирана и России».

Открыть закрытый коридор

Однако железнодорожный участок через Грузию закрыт ещё с 1992 года из-за отделения Абхазии от Тбилиси.

Но разве это никому неведомо в Азербайджане?

Значит, весьма прозрачный намёк делается на то, что российские грузы в Иран (и иранские в РФ) должны следовать через Грузию и только потом — через Азербайджан?

А ведь южно-кавказская магистраль стыкуется в районе Баку с действующей железной дорогой РФ – Азербайджан. То есть, минуя Грузию...

Армения за бортом

Намного более откровенно высказывается «Minval.Az» (Баку) в выпуске ещё от 13 ноября 2020 года:
 
«Вполне может возникнуть необходимость и в Азербайджане, и в Грузии в перевозке таких грузов, которые будет очень неудобно «тащить» через контролируемый ФСБ России коридор.
Наконец, в договоре речь идет о транспортном коридоре, безопасность которого будут гарантировать российские пограничники, но включает ли он самую южную в регионе железную дорогу, и возможно ли даже теоретически в него эту дорогу включить — вопрос открытый.
Наконец, при самом лучшем для сторон сценарии, восстановление железной дороги потребует времени, усилий и инвестиций». А эпилог здесь — едва ли не приговор, пока адресованный Армении: «...несмотря на решение о разблокировании коммуникаций, Армения вновь рискует остаться за бортом».

По всей видимости, грузы (упомянутые в тексте) военные. И, конечно, из Турции. А вот, когда речь идёт об открытом вопросе, нельзя не помнить, что урегулирование предусматривает разблокирование именно всех магистралей в регионе.

Никто не виноват, но что делать?

Возникает впечатление (в связи с такого рода реляциями), что для дальнейшего укрепления как экономических связей России и Армении, так и этих стран с Ираном, использование означенной магистрали с её выходами в Иран — нежелательно азербайджанской стороны?

Характерный (в этой связи) штрих: тот самый участок этого закавказского «Транссиба» на юге Армении — между Нахичеванским регионом и остальной территорией Азербайджана (около 60 км) — изначально, то есть ещё с середины 20-х годов минувшего века был в составе железных дорог Азербайджанской ССР.

Это было сделано вопреки неоднократным обращениям руководства советской Армении. Что, кстати, тоже способствовало разрастанию армяно-азербайджанского конфликта. В 1991 году движение здесь упразднили. Но будет ли объявлен «транспортный» суверенитет Армении в этом секторе магистрали? Или же он останется в ведении АзЖД?

Вполне очевидно, что возобновление работы всей артерии зависит от решения и этого вопроса. Но пока нет оснований полагать, что в Баку — при нынешних территориально-политических «достижениях» Азербайджана в регионе — согласятся на передачу Армении или же в концессию ЮКЖД столь политически значимого для Баку участка «Транссиба Закавказья».

Этому уже есть подтверждения, пусть и косвенные — вышеупомянутая кампания (за «переподчинение» армяно-иранского приграничья Баку с фактической ликвидацией армяно-иранской границы), а также публикации азербайджанских средств массовой информации.

Вторая жизнь магистрали

Поясним. Эта магистраль, бездействующая с 1992 года из-за армяно-азербайджанского конфликта, состыкована с железнодорожной сетью России через Азербайджан и Абхазию. Абхазский участок, правда, пока бездействует.

То есть Россия получает прямой доступ — пока через Азербайджан - к этой артерии (В Тегеране комментируют заявления о том, что границы между Ираном и Арменией больше не существует).

А возобновление её работы, по ряду экспертных оценок, способно в полтора раза увеличить объем российско-иранской и, как минимум, вдвое — армяно-иранской торговли. Но, похоже, в этом не сильно заинтересованы в Баку?

Вдобавок, возобновится там же — после 30-летнего перерыва — евроазиатский грузовой транзит. За 1950-е — 1980-е гг. совокупные доходы СССР от транзита по данной магистрали превысили 20 млрд долл. (по текущему курсу). По 12–15% транзитных доходов получали Армения, Азербайджан, Грузия, РСФСР. Не меньше 50% поступало в общесоюзный бюджет.

Заинтересованность в этой транзитной артерии поныне проявляют даже в Скандинавии. Не говоря уже о многих странах Восточной Европы, экс-СССР и бассейна Персидского Залива. Однако за истекшее тридцатилетие до трети участков магистрали пришли в полную негодность.

Восстановление их едва ли возможно без совместных усилий России, Ирана, Армении и Азербайджана. Но готовы ли к таким усилиям в Баку? Иными словами, ситуация складывается так, что скорее всего, придется расположить военную базу РФ и на армяно-иранской границе.

Нельзя не напомнить, что, во-первых, советская военная база уже была там в 1920-х — 1980-х годах. А во-вторых — мероприятия по урегулированию конфликта проводятся с участием России.