Больше четверти стран мира помогали ЦРУ в осуществлении программы пыток
22.02.2015 20:05
Больше четверти стран мира помогали ЦРУ в осуществлении программы пыток
Прежде чем сенатский комитет по разведке во вторник опубликовал сводку своего противоречивого отчёта о программе пыток ЦРУ, демократы в Сенате несколько месяцев были поглощены получившей широкую огласку борьбой с исполнительной ветвью власти по поводу того, раскрывать или нет псевдонимы сотрудников ЦРУ, используемые в этом документе.
Но даже тогда, когда и Белый дом, и ЦРУ были втянуты в этот спор в Сенате, появилась угроза отдельного, и потенциально ещё более серьёзного набора разоблачений.
По словам нескольких американских чиновников, участвовавших в переговорах, разведывательное сообщество уже давно обеспокоено тем, что документ Сената мог позволить читателям определить многие страны, которые помогали ЦРУ в сомнительной программе пыток примерно с 2002 по 2006 год. Эти страны делали возможной программу ЦРУ двумя способами: разрешая экстрадицию, связанную с переводом задержанных американцами людей за границу без надлежащих правовых процедур, и предоставляя объёкты, находящиеся в недосягаемости американского закона, где эти задержанные подвергались пыткам.
Последние недели все чиновники в интервью нашему изданию выражали тревогу по поводу того, что названия этих стран могут быть включены в рассекреченные документы из сводки доклада Сената.
В итоге названия стран не появились в этой сводке. Что стало победой, которой в последний момент добились Белый дом и ЦРУ, поскольку сенаторы настаивали на том, чтобы вычеркнуть из этого документа как можно меньше.
Различные объекты в других странах сейчас обозначены в докладе только цветовым кодом, причём каждая тюрьма обозначена своим цветом, например, «Тюрьма, обозначенная чёрным цветом».
Однако сразу после того как документ был опубликован, журналисты начали расшифровывать этот код, изучая перекрёстные ссылки в расследовании Сената на предыдущие отчёты о деятельности ЦРУ в различных странах.
Читатели доклада могут также узнать, как агентство управлялось во взаимоотношениях с иностранными правительствами, предлагая денежные вознаграждения за их молчание и подрывая более публичные усилия американской дипломатии, открыто приказывая своим зарубежным контактам не сообщать американским послам о программе пыток.
Чиновники, опрошенные «HuffPost», уверены, что доклад Сената – большой риск, поскольку он даёт читателям возможность идентифицировать эти страны. Они указывают, что страны участвовали в этом, понимая, что их причастность останется в тайне. И хотя многие из этих стран уже согласились с публичным раскрытием во время расследования в Европе, в отчётах от сторонних аналитиков и статьях в прессе, молчание американского правительство об их участии всё ещё может иметь огромное влияние за рубежом.
Вот прецедент этого: Защитники позиции исполнительной ветви власти могут указать на то, что даже хотя многое из информации, обнародованной Wikileaks о тайных соглашениях ближневосточных режимов с США не было сюрпризом, зрелище доказательств в официальных американских дипломатических депешах способствовало взрыву гнева по всему региону и подогревало протесты «Арабской весны». В этом смысле разведывательное сообщество, добившись скрытия названий стран, даже хотя их легко определить, одержало значительную победу в своём споре с Сенатом.
Госсекретарь Джон Керри накануне публикации документа Сената указал, что его тревожит возмущение в мировом масштабе, которое может последовать за докладом. Для Керри и других дипломатов свидетельства, обнародованные в документе Сената, могут оказаться серьёзной неприятностью с точки зрения дружественных правительств, оправдывая слова о том, что ситуация с правами человека у Соединённых Штатов не лучше, чем у их врагов, и показать, что США готовы сдавать своих союзников.
В пятницу Керри обратился к сенатору Дайане Фейнштейн (демократ, Калифорния), председателю комитета Сената по разведке, с просьбой, чтобы она задержала публикацию доклада в свете его потенциальных глобальных последствий. Фейнштейн не уважила его просьбу, вероятно из опасения, что, если и дальше тянуть с публикацией доклада, новое республиканское большинство в Сенате похоронит расследование сразу же, как только возьмёт контроль над комитетом по разведке.
Сторонники открытости, которые защищают доклад, уверены, что критика со стороны администрации несостоятельна. Если доклад заставит другие страны с меньшей готовностью сотрудничать в подобных проектах в будущем, утверждают они, это выигрыш, а не потеря, потому что программа была незаконна и аморальна. Доклад на самом деле может усилить давление на другие правительства, заставляя загладить свою вину, даже если перспективы ответственности кажутся и маловероятными в США. Четыре страны – Канада, Швеция, Австралия и Великобритания – ранее выплатили компенсации жертвам программы, а Канада также принесла извинения потерпевшим.
Страны, в которых существовали секретные тюрьмы ЦРУ
Washington Post расшифровала доклад, приведя названия стран, которые разместили у себя тайные тюрьмы под управлением ЦРУ:
- Афганистан (4 объекта)
- Польша
- Литва
- Румыния
- Таиланд
Примечание: Согласно докладу «Инициативы по созданию открытого справедливого общества» от 2013 года, объекты США в Боснии и Герцеговине использовались для «рассмотрения» задержанных, но не ясно, в чём ведении они находились – ЦРУ или министерства обороны США.
Страны, где были так называемые «прокси-тюрьмы» ЦРУ
Ряд других зарубежных партнёров (включая два правительства, от которых США с тех пор отреклись, правительства Ливии и Сирии) позволили ЦРУ проводить усиленные допросы на собственных объектах, в так называемых «прокси-тюрьмах» ЦРУ. Вот список, составленный по отчётам Американского союза за гражданские права и «Инициативы по созданию открытого справедливого общества»:
- Египет
- Сирия
- Ливия
- Пакистан
- Иордания
- Марокко
- Гамбия
- Сомали
- Узбекистан
- Эфиопия
- Джибути
Страны, которые разрешили выдачу
В этом списке перечислены страны, которые согласились, по меньшей мере, на некоторые действия ЦРУ, которые были только частично законными. Это странная смесь видных западных стран и государств, с которыми у Соединённых Штатов уже давно существуют трудности. Содействие правительств варьируется от передачи информации о подозреваемых, включая собственных граждан, до того, чтобы служить транзитным пунктом для перелёта в страны, где практиковались усиленные допросы.
- Афганистан
- Австрия
- Австралия
- Албания
- Алжир
- Азербайджан
- Бельгия
- Босния и Герцеговина
- Канада
- Хорватия
- Кипр
- Чешская Республика
- Дания
- Джибути
- Египет
- Эфиопия
- Финляндия
- Гамбия
- Грузия
- Германия
- Греция
- Гонконг
- Исландия
- Индонезия
- Иран
- Ирландия
- Италия
- Иордания
- Кения
- Ливия
- Литва
- Македония
- Малави
- Малайзия
- Мавритания
- Марокко
- Пакистан
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сомалю
- Южно-Африканская республика
- Испания
- Шри Ланка
- Швеция
- Сирия
- Таиланд
- Турция
- ОАЭ
- Великобритания
- Узбекистан
- Йемен
- Зимбабве
Поправка:
В ранней версии инфографики не была включена Македония и Гонконг как страны, участвующие в региональной программе (Гонконг принимал участие, поскольку, как автономный район Китая, может самостоятельно заключать некоторые международные соглашения), а также Таиланд как страна, на территории которой были тайные тюрьмы ЦРУ и которая разрешила выдачу. Македония также ошибочно была исключена из списка «стран, разрешающих выдачу» в тексте статьи. Ранее приведённая инфографика неправильно указывает Норвегию и Косово как страны, разрешающие выдачу и неправильно указывает Мьянму как страну, где находятся секретные тюрьмы ЦРУ и разрешена выдача. Ни одна из этих трёх стран не указана как участница программы ЦРУ. На изображении также неправильно указано географическое положение Малави и исключены некоторые области Австралии, Канады, Дании, Греции, Индонезии и Малайзии.