Бунт Порошенко и новая программа оппозиции

13.02.2024 16:02

Бунт Порошенко и новая программа оппозиции Бунт Порошенко и новая программа оппозиции
Фото: AFP2023 / GENYA SAVILOV

Ни для кого не секрет, что Пётр Порошенко считает итоги выборов 2019 года исторической случайностью. Ещё пару лет назад можно было с уверенностью говорить, что он хочет вернуться на пост президента. Сейчас это, скорее всего, уже не так, но Порошенко безусловно является одной из центральных фигур оппозиции режиму Зеленского.

Воспользовавшись всеобщим вниманием к принятию в первом чтении скандального закона о мобилизации и скандалу вокруг отставки главкома Залужного, Порошенко 7 февраля выступил в Раде с эмоциональной речью. Кратко она сводится к трём пунктам.

Во-первых, накануне десятой годовщины расстрела "небесной сотни" – "первого акта российской агрессии" (без комментариев), Зеленский должен провести чистку государственного аппарата, а частности Офиса президента – от людей Андрея Портнова.

Во-вторых, необходимо создать новое правительство – или техническое, или национального единства (с участием парламентской оппозиции)
Во-третьих, отстать от Залужного (это сильно смягчено).

Таким образом, опубликована расширенная версия программы оппозиции, которая сводилась ранее только к третьему пункту (в поддержку Залужного высказались также два других политических тяжеловеса – Виталий Кличко и Юлия Тимошенко).

По поводу первого пункта имеется длительная предыстория.

У Порошенко с Портновым личная вендетта. Портнов курировал дела против экс-президента и даже публично обещал его посадить.

На днях Государственное бюро расследований, отвечая на запрос главреда украинского издания "Главком", официально подтвердило, что завершило досудебное расследование по подозрению Порошенко в государственной измене и содействии деятельности террористической организации. Дело отдано для ознакомления адвокатам подозреваемого.

Речь идёт об "угольном деле" относительно закупок угля у предприятий, работающих на территории ДНР и ЛНР. Правда, республики не признаны на Украине террористическими организациями, но это проблема ГБР.

Атака на Офис президента для Порошенко – вариант самозащиты. Тем более, что даже после ухода Андрея Богдана там действительно остаются "люди Портнова", в первую очередь, это Олег Татаров, который в 2014 году был заместителем главного следственного управления МВД, а позже – адвокатом Портнова, и ответственный за судебную реформу замглавы ОП Андрей Смирнов (его связь с Портновым косвенная).

"Правительство народного доверия" позволяет оппозиции получить хоть какую-то возможность влиять на политику властей, что сейчас практически нереально из-за наличия в Раде однопартийного большинства. Правда, большинство это шатается – по словам Арахамии, парламент находится в кризисе: если удовлетворить все заявления о сложении депутатских полномочий, в Раде останется не более 400 депутатов. Само по себе это не смертельно – Рада легитимна при 300 депутатах, но собирать большинство будет тяжело.

В перспективе, как можно понять, Порошенко планирует поддержать Залужного на пост президента и провести конституционную реформу по грузинскому сценарию (она, очевидно, является инициативой Вашингтона) и вернуться к власти, возглавив правительство.

Кому, собственно, Зеленский "должен"? Понятное дело не Порошенко. Пётр Алексеевич печётся о нуждах народа, которого будут мобилизовать по новым, более жёстким требованиям (хотя, как предполагается, значительная часть наиболее проблемных пунктов до второго чтения не доживёт – Арахамия уже заявил, например, что не будет блокировок счетов уклонистов, хотя на практике они уже блокируются решением банка) и который, соответственно, должен видеть, что всё это не зря, власть готова к переменам.

Кстати говоря, никто, кажется, не обратил внимания на то, что второе чтение закона о мобилизации должно состояться после 21 февраля – десятой годовщины переворота. Новый закон о мобилизации как главное достижение "революции достоинства" – что может быть прекраснее?

Правда, есть сложности с распредмечиванием темы. Народу в этой ситуации не нужна кадровая чехарда в правительстве и Офисе. Народу нужно, чтобы не было мобилизации, было меньше коррупции, больше уверенности в помощи Запада и более эффективного управления войсками (хотя уровень доверия Залужному, провалившему наступление, выше уровня доверия Зеленскому даже по данным украинских социологов). Т.е., требования оппозиции связаны с нуждами народа опосредовано. Да и сам Порошенко – один из признанных лидеров общественного недоверия.

Порошенко не предлагает проведения очередных выборов, хотя вопросы изменения состава ОП и правительства автоматически решаются именно по результатам выборов. К тому же, легитимность Зеленского после 31 марта будет под вопросом.

Тут, впрочем, всё понятно – Избирательный кодекс однозначно запрещает проведение выборов во время действия военного положения. Это, разумеется, не значит, что таких возможностей нет, но технология становится слишком сложной, а учитывая, что у оппозиции нет возможности сформировать даже простое большинство в парламенте, то обсуждать эту возможность смысла нет – проведение выборов без доброй воли со стороны президента невозможно, а уж он-то постарается сделать так, чтобы по выходе страны из военного положения оппозиции в ней вовсе не осталось – даже в лице Порошенко.

В общем, предложенная Порошенко программа оппозиции выглядит слабой, но степень её успешности будет зависеть от напряжённости в обществе – другой оппозиции ведь всё равно нет, потому любые выступления против действующего президента де-факто будут в поддержку оппозиции.

P.S. Едва уловимая ирония момента. В угольном деле, о котором сказано выше, по которому Порошенко будут обвинять за покупку после госпереворота (или после Евромайдана - как кому удобнее это действо называть) угля в ДНР и ЛНР, которые были не признаны режимом, возглавляемым Порошенко, адвокаты последнего будут скорее всего ссылаться на последнее решение Высокого суда ООН, не признавшего эти образования террористическими. А раз по решению этого суда ООН они не были террористическими, то торговлю углем с ними вести было вполне можно и никакой госизмены в этом нет. И тогда Порошенко и иже с ним в этом деле и в этом преступлении не виноваты.

Ирония же в том, что именно в тот период, о котором идет речь в предыдущем абзаце, Порошенко совмещал обязанности президента и бизнесмена. И как президент вел именно жесткую политику (фактически начал гражданскую войну в Украине) на проведение АТО, то есть вел антитеррористическую операцию против ДНР и ЛНР. Такой вот оксюморон получается... И как из него вытащат Порошенко его адвоткаты, непонятно.

Хотя по правде его надо было бы судить не за уголь из ДНР и ЛНР, а за развязывание гражданской войны, лживые основания которой косвенно подтвердил Суд ООН. Ну, так еще не вечер...

Автор: Василий Стоякин
Источник:  Бунт Порошенко и новая программа оппозиции