Эрдоган выставляет конвенцию Монтре на торги

06.04.2021 22:25

Эрдоган выставляет конвенцию Монтре на торги Эрдоган выставляет конвенцию Монтре на торги

103 отставных турецких адмирала обратились к турецкому лидеру с призывом не отменять конвенцию Монтре, чем вызвали резкую реакцию турецкого руководства. Реджеп Эрдоган назвал этот поступок возмутительным, указав, что вмешиваться в политику неуместно даже отставным военным. Их также осудили спикер парламента Турции Мустафа Шентоп, вице-президент Фуат Октай, глава департамента коммуникаций администрации президента Турции Фахреттин Алтун, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын и несколько турецких министров. Четверо подписантов для беседы вызваны в прокуратуру Анкары.

Может показаться, что происходящее является неким отголоском попытки военного переворота в Турции 2016 года. Во всяком случае, президент страны и его команда реагируют в стиле «не вам вмешиваться стратегическую линию государства и, тем более, ее как бы то ни было оспаривать». Особенно напирается на неоспоримость успехов, достигнутых страной и особенно ее армией на пути модернизации государства в новых геополитических условиях. Однако, если посмотреть на события внимательно, становится очевидным, что в действительно речь идет совершенно о другом.

Турецкие военно-морские отставники распереживались не по поводу последствий строительства канала «Стамбул», с одной стороны дублирующего морской путь через проливы Босфор и Дарданеллы, а с другой – не подпадающего под нормы Конференция о режиме Черноморских проливов 1936 года.

Разговоры о необходимости новой водной магистрали, способной кардинально разгрузить вечно забитый судами традиционный путь, в Турции ведутся с 2011 года. О проекте вспоминают каждый год, особенно в преддверии каких-нибудь важных политических событий.

Тендер на утверждение генерального подрядчика должен был состояться: в январе 2013 года, в феврале 2014, в ноябре 2017, в апреле 2018, в декабре 2019 и в марте 2020. Однако пока «воз и ныне там».

Все, что, хотя бы примерно, известно, это оценочная сметная стоимость проекта создания канала протяженностью в 45 км, шириной 250 метров в нижней части и 360 метров – в верхней, озвучивается в 10 млрд долларов. Строительство займет 7 лет и создаст не менее 10 тыс. рабочих мест. Ожидаемая окупаемость – 2 года, так как Турция на альтернативном маршруте между Черным и Средиземным морями сможет зарабатывать от 6 до 8 млрд долларов в год.

Так что в реальности канал «Стамбул» не более чем простой повод, позволивший выплеснуть в открытые СМИ серьезное противостояние внутри турецких элит по вопросу дальнейшего будущего страны.

Расшатывать сложившуюся за послевоенный период конструкцию международных соглашений начали не только США. Образовавшийся вакуум силы в Средиземноморье оказался серьезным искушением и для нынешнего президента Турции.

Нет, формально Эрдоган заверяет публику, что ничего такого он не хочет и продолжает оставаться стойким сторонником соблюдения Конвенции Монтре, выходить из нее Турция не планирует. Однако дальше последовала небольшая, но важная оговорка – в настоящее время. Далее было отмечено, что, если в будущем такая необходимость возникнет, «мы без колебаний пересмотрим любые договоренности».

В переводе на русский это означает прямое приглашение к торгу. По мере ослабления международного, в том числе военного, влияния США и ведущих европейских стран (в первую очередь Франции и Британии) на Средиземном море у турок появляется шанс прибрать к рукам статус «главной таможни на дороге». Взяв себе право полностью самостоятельно устанавливать условия и расценки на прохождение по водной артерии, соединяющей два стратегически важных моря.

Смогут ли они им в полном объеме воспользоваться – вопрос отдельный, однако только что Анкара дала понять «всем заинтересованным сторонам», что вопрос статуса «проливов» больше не является «неизменным». Он может быть пересмотрен. Или не пересмотрен, это уж «как договоримся».