Лицом к Китаю
15.07.2015 11:12
Лицом к Китаю
Первой страной-партнером крупнейшей российской промышленной выставки «Иннопром», прошедшей 8-11 июля в Екатеринбурге, стал Китай. С одной стороны, выбор очевиден. С другой — четко обозначился новый вектор российско-китайского сотрудничества на совместное участие в высокотехнологичных проектах. В воздухе витала мысль о том, что нынешняя сырьевая модель отношений себя исчерпала и пора делиться технологиями.
«Иннопром» с китайским лицом
Проходящую пятый год выставку «Иннопром-2015» посетили 95 международных делегаций из 70 стран, на стендах свою продукцию и разработки представили 600 компаний. За четыре дня прошли полторы сотни мероприятий, а число посетителей выросло на треть против прошлогоднего — более 50 тысяч человек.
Но отличало нынешний «Иннопром» совсем не это. Россия впервые в истории выставки решила выбрать страну-партнера, которым стал Китай. На Урал приехали представители Китайских железных дорог (China Railway), Китайской космической научно-промышленной корпорации (CASIC), корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC), Китайской государственной атомной корпорации и многих других. Экспозиция промышленников из КНР на выставке была представлена широко: им выделили 7,5 тысячи квадратных метров площадей. Кроме того, Екатеринбург посетила двухтысячная китайская делегация — самая многочисленная из всех. Под гостей из Поднебесной адаптировали 35 отелей по программе China Friendly (создание комфортной среды для китайских туристов).
О том, что российско-китайское сотрудничество будет развиваться, говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров: «Торговый российско-китайский оборот в ближайшие пять лет вырастет больше чем в два раза — до 200 миллиардов долларов в год с 90 миллиардов в 2014 году». Представитель Китая по переговорам о международной торговле Чжун Шань в свою очередь заявил, что стороны готовы наращивать торговлю в национальных валютах. А посетивший выставку премьер-министр России Дмитрий Медведев поблагодарил китайских коллег за то, что не боятся инвестировать в Россию в условиях санкций, готовы «участвовать не только деньгами, но и знаниями, технологиями». «Наша страна сегодня находится не в самой простой ситуации. Она определяется и нашими объективными трудностями, и субъективными тенденциями, когда ряд государств ставят искусственные барьеры, которые затрудняют нашему бизнесу доступ к рынкам капитала, технологиям и оборудованию», — посетовал премьер.
Вложиться в новации
Только в первый день «Иннопрома» было заключено 22 соглашения. Крупнейшие из них — договор предприятия «Пикалевская сода» с датской FLSmidth и китайской Jiangsu Hengyuan на поставку и монтаж оборудования (114 миллионов долларов), десятилетний договор ВСМПО-Ависма на поставку Rolls-Royce титановых изделий (300 миллионов долларов) и соглашение о финансировании Сбербанком предприятий холдинга «Швабе». Всего за три дня на площадке было подписано более 40 различных договоров, соглашений и меморандумов о сотрудничестве. Общая сумма контрактов организаторами форума пока не подсчитана, но только по соглашениям «Пикалевской соды» и «Ависмы» составит около 22,8 миллиарда рублей (414 миллионов долларов) против 6 миллиардов рублей в 2014 году.
Нужно признать, что осторожный и сложный в переговорах китайский бизнес активнее приходит в Россию. Стимулируется это движение с обеих сторон: Россия из-за санкций лишилась финансовой и научно-технологической «подпитки» с Запада, а Китай заинтересован в новых рынках на фоне замедления развития национальной экономики. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян на одном из круглых столов выставки пояснил, что 30-летний период быстрого роста китайской экономики закончился, ей требуется перестройка и модернизация. Поэтому, по его словам, КНР и стремится «укрепить с Россией состыковку инновационных стратегий и планирования» для создания совместных производств. Одним из таких совместных проектов является строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, в которую Китай пообещал вложить до 350 миллиардов рублей в виде взноса в уставный капитал проектной организации и кредитов (весь проект стоит 1,07 триллиона рублей). Здесь КНР далеко опередила Россию и может помочь «обкатанными» технологическими решениями. Эти решения — без технических нюансов, конечно — были представлены в экспозиции китайских скоростных железных дорог.
Но и Китай не скрывает свою заинтересованность в трансфере технологий в тех отраслях, где Россия все еще может побороться за мировое лидерство, — например, авиационном двигателестроении и вертолетостроении. В настоящее время продолжаются переговоры сторон о совместном создании нового самолета и тяжелого вертолета. По словам Виктора Кладова, начальника департамента международного сотрудничества госкорпорации «Ростех» (в нее входят «Вертолеты России»), рамочный контракт по вертолету планируется заключить до конца 2015 года. «Я как-то китайским коллегам сказал, что у каждого китайского самолета есть русское сердце, поскольку практически все боевые и военно-транспортные самолеты оснащаются российскими двигателями», — отметил Кладов. И добавил, что в последние годы в области двигателестроения с КНР «идет огромное сотрудничество, многомиллиардные программы».
Китайцы готовы финансировать и другой авиастроительный проект — сборку в КНР российских винтокрылых машин Ка-32. Правительство Китая выделило на это два миллиарда юаней (322 миллиона долларов). В конце текущего года планируется начать собирать в Китае вертолеты Ка-32 A11BC для тушения пожаров. Базовое соглашение предусматривает крупноузловую сборку 20 единиц.
Есть у России возможность поучаствовать и в другом высокотехнологичном китайском проекте так называемого «космического Шелкового пути» — создании широкополосной космической связи MSAT, способной конкурировать с американской Iridium. Китайская космическая научно-промышленная корпорация (CASIC) не против заполучить в партнеры госкорпорацию «Ростех». Получивший это предложение Кладов «положил его в портфель», чтобы обсудить с коллегами. Проект CASIC предполагает размещение на низкой околоземной орбите 49 малогабаритных спутников мобильной связи и сети наземных приемных станций. MSAT сможет обеспечить широкополосный доступ в интернет для пользователей, находящихся за пределами зон, покрытых мобильной связью.
Китайцы нарасхват
Российские приграничные регионы не просто активно общаются с властями пограничных провинций КНР, но уже начинают конкурировать за китайские инвестиции. Корпорация развития Среднего Урала подписала на «Иннопроме» рамочное соглашение с правительством Харбина о создании центра трансграничной электронной коммерции. Это логистический центр, который позволит россиянам приобретать товары на электронных площадках, таких как Alibaba, JD.com, Taobao, пояснили «Ленте.ру» в корпорации. Кроме того, Международный союз коммерческих организаций Китая пообещал помочь в привлечении китайских резидентов в создаваемый в Свердловской области бизнес-парк. Стоимость строительства производственно-логистического кластера оценивается в 15-22 миллиарда рублей, финансироваться он будет исключительно за счет средств частных инвесторов. Как раз на его территории, по задумке свердловских властей, может расположиться хаб для перевалки китайских товаров, приобретаемых россиянами в интернет-магазинах.
«Это знаковый проект, который закрепит нашу роль транспортно-логистического хаба в российско-китайском сотрудничестве, поскольку на нее также активно претендует Челябинская область. Там инициируется аналогичный проект», — рассказал «Ленте.ру» гендиректор «Корпорации развития Среднего Урала» Дмитрий Попов. Свердловская область, по его словам, готова быстрее предложить необходимую инфраструктуру. Вопрос дальнейшего сотрудничества будет обсуждаться в августе в Харбине, где китайскому бизнесу покажут готовый детализированный проект. Ко второму российско-китайскому «Экспо» в октябре 2015 года уральская корпорация рассчитывает выйти на подписание «предметных соглашений».
«Мы собрали от нескольких уральских предприятий конкретные предложения для китайских инвесторов еще до проведения выставки и передали их через генерального консула китайской стороне. На "Иннопроме" удалось провести несколько встреч», — добавил он. В китайских партнерах заинтересованы уральские машиностроительные, лесоперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия. Речь идет о выделении обособленных бизнес-единиц для сотрудничества с КНР. «Китайцы проявляют интерес к нам как к рынку сбыта, но мы объясняем, что для продвижения продукции лучше локализовывать ее производство у нас в регионе», — отметил Попов. По его словам, обсуждается как привлечение китайского финансирования, так и вхождение в уставный капитал местных предприятий.
На выставку помимо китайской делегации приехали предприниматели и представители власти из Германии, Индии, Чехии, Турции, ЮАР, Индонезии, Арабских Эмиратов, Таиланда, Кубы, стран Латинской Америки.
«Новая страна-участник — Аргентина. Кроме того, мы сделали серьезный шаг на пути развития партнерства с Кубой, делегацию которой на "Иннопром-2015" возглавил министр промышленности. Ранее мы вели переговоры на уровне посольства, сегодня мы общаемся с кубинскими партнерами на самом высоком уровне. Уже запланирована серия мероприятий», — рассказал министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Андрей Соболев. Партнером выставки в 2016 году станет Индия, экспозиция которой будет «не менее значима, чем китайская», пообещал чиновник.
Источник:
Лицом к Китаю