Напомним, этот меморандум предусматривает включение в морскую зону экономических интересов Турции свыше 70% совокупных, притом очень значительных запасов газа и нефти в северо-восточной части морской пограничной акватории бывшей Ливии. В период правления полковника Каддафи границы в этом морском районе планировалось только лишь «уточнить» в начале 2010-х годов на переговорах между Триполи, Афинами, Никосией и Анкарой.
Внутренний ливийский интерес
Что же касается самой Ливии, то здесь, естественно, усиливается борьба за её колоссальные нефтегазовые ресурсы (в том числе морские). Частично бесхозные, частично подвергшиеся переделу между враждующими группировками вскоре после свержения и убийства Муаммара Каддафи (2012 г.).При этом Запад действительно всерьёз заинтересован в использовании, а не замораживании этих ресурсов, прежде всего для сдерживания роста цен на нефть. В то же время для российского бизнеса, причём наряду с Саудовской Аравией, реальным стимулом к контролю над теми же углеводородными закромами, является возможность получить рычаги для дальнейшего повышения этих цен.
Совсем иное дело – Турция. Эта страна, импортер нефти и газа, издавна хочет «запастись» (тоже бесплатно) хотя бы частью ливийских ресурсов. Вероятно, срабатывает и подзабытая турецкая ностальгия по Ливии, которая до 1912 года была колонией Османской империи, после падения которой вплоть до середины 40-х годов перешла под полный контроль Италии.
А действительно — кому теперь платить в Ливии, фактически распавшейся, за её нефть и газ? Как в фильме «Белое солнце пустыни» (1969 г.), когда главарь басмачей-контрабандистов в ответ на вопрос «Не много ли товара взял, Абдулла? И всё ведь без пошлины» вполне резонно уточнял: «А кому же платить? Таможни нет, все разбежались».
Напомним, при Муаммаре Каддафи ещё в начале 70-х годов минувшего века все сырьевые ресурсы страны и их инфраструктура были национализированы. Полковник и просвещённый диктатор Каддафи, в отличие от представителей прозападной ливийской монархии, правившей с 1951 по 1969 годы, не раздавал нефтегазовые (и другие сырьевые) концессии иностранцам.
Эта практика касалась даже дружественных стран, включая СССР и КНР. Уже с середины 80-х годов Ливия стала наращивать производство и экспорт различных продуктов нефте- и газопереработки, причем на основе развития собственных отраслей по технологическому обеспечению нефтегазовой индустрии.
Сегодня же в Ливии нет не то что нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нет вообще никакой. Но упрощает ли это переговоры по урегулированию в стране?