Председатель Правительства ответил на вопросы ведущего программы Сергея Брилёва.
03.07.2016 14:23
Председатель Правительства ответил на вопросы ведущего программы Сергея Брилёва.
С.Брилёв: Дмитрий Анатольевич, по закону 10 человек могли возглавить федеральный список, а возглавили Вы один. Не страшно?
Д.Медведев: А что тут страшного? У нас существует определённая практика, каким образом формируется список. Сегодня список этот выглядит следующим образом: есть председатель партии, который этот список возглавляет. Мне кажется, это естественно. Дальше идёт региональная часть. И любой наш избиратель, когда получит бюллетень, увидит помимо фамилии председателя партии региональный список, где будет три знакомых человека, которые работают в регионе. Это может быть и губернатор, может быть просто известный человек, ещё кто-то.
С.Брилёв: Были праймериз, но на съезде появилось несколько неожиданных фамилий в этих списках. Поклонская – про неё говорили. А вот Вячеслав Володин возвращающийся в Думу…
Д.Медведев: Действительно, появилось несколько новых людей. Я чуть позже объясню, каким образом это происходило. Каждый из этих новых людей, кандидатов, на мой взгляд, способен победить. Как способен победить и Вячеслав Викторович Володин, он опытный политических боец, избирался несколько раз в Государственную Думу от Саратовской области. Так что в этом смысле это такое тестирование политической системы, которое связано с появлением праймериз у «Единой России», которыми, кстати сказать, и он тоже занимался в Администрации, потому что Администрация так или иначе вовлечена в политические процессы. Вот он и решил попробовать свои силы. Мне кажется, это неплохо.
С.Брилёв: Дмитрий Анатольевич, попрошу Вас сейчас изложить Вашу 40-минутную речь на съезде «Единой России», вот так тезисно, лозунгово, если хотите, определить, с чем «Единая Россия» идёт на выборы.
Д.Медведев: Сделать такое резюме не очень сложно. «Единая Россия» идёт на выборы с пониманием своей ответственности перед нашими избирателями, перед народом Российской Федерации и, конечно, с предложением продолжить стабильное развитие нашей страны. Вот именно это – стабильное развитие – и есть квинтэссенция нашей предвыборной программы.
Я вам скажу всё-таки, что мы предлагаем. Мы готовы продолжать важнейшие социальные программы, включая материнский капитал, выплачивать пособия, заниматься совершенствованием пенсионной системы. Всё это вошло в программу «Единой России». Туда же вошли наши предложения по совершенствованию экономики, развитию сельского хозяйства.
Я не буду долго говорить о том, что обсуждалось на съезде, но упомяну лишь один пример. Взять наше сельское хозяйство. Мы смогли развить сельское хозяйство до такого уровня, что мы сами себя кормим. И не только кормим, но мы ещё и поставляем зерно и целый ряд других продуктов на экспорт. Почему я об этом говорю – наверное, не все это помнят и знают, но Советский Союз зерно закупал в огромных количествах. Нам иногда наши политические оппоненты говорят: вот какое было сельское хозяйство в советский период! Да какое было сельское хозяйство?! Еды не было.
С.Брилёв: У вас же там есть такие предложения, как индексация пенсий сообразно инфляции, повышение зарплат учителям, врачам, материнский капитал, а это помимо стабильности требует очень больших денег. Откуда их сейчас взять-то по нынешним временам?
Д.Медведев: Запас прочности у нас есть. На чём он основан, этот запас прочности? Он основан на вот этой самой макроэкономической устойчивости, стабильности, которую иногда ругают, но тем не менее она – важнейшее условие жизни. Если мы эту стабильность потеряем, у нас начнётся то, что происходило в 1990-е годы, – галопирующая инфляция, проблемы с поставками элементарных продуктов. Именно поэтому нельзя просто механически раздувать бюджет, включать печатный станок, как это иногда предлагают и наши оппоненты, и даже некоторые наши товарищи. Это опасно.
С.Брилёв: Это Вы про Столыпинский клуб сейчас?
Д.Медведев: Я никого не имею в виду, я просто имею в виду предложения о том, чтобы бесконтрольно печатать деньги и раздавать так называемые дешёвые кредиты. На словах выглядит это всё здорово, но результатом может быть инфляция не 6%, как, мы надеемся, будет в следующем году, а гораздо больше. И на самом деле мы поставили перед собой задачу – инфляцию снизить вообще до 4%. Это совершенно другая история.
Таким образом, экономика имеет большой запас прочности, и мы рассчитываем на то, что этот запас прочности позволит решить все социально-экономические задачи, поставленные в программе.
С.Брилёв: А Вы проговорились, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: О чём?
С.Брилёв: О том, кого Вы реально считаете своими главными конкурентами. Потому что про Столыпинский клуб Вы так отмахнулись, а до этого, когда Вы говорили: наши оппоненты говорят нам о сельском хозяйстве в Советском Союзе, это понятно, что КПРФ говорит. Кого Вы по-настоящему считаете главным конкурентом «Единой России» на этих выборах?
Д.Медведев: В чём специфика положения «Единой России»? С одной стороны, «Единая Россия» действительно сейчас самая крупная партия, которая пользуется доверием людей, в полном смысле правящая партия. Это её сильная сторона, но в этом и уязвимость «Единой России», потому что «Единую Россию» критикуют, как любую партию, которая находится у власти.
Поэтому нам не нужно никому ничего доказывать. «Единая Россия» своей работой за последние практически 10–12 лет предъявила и свои достижения, и, наверное, были какие-то просчёты, которые любая политическая сила в своей работе допускает. У нас нет цели с какими-то политическими силами входить в жёсткую пикировку и так далее. Я поэтому всех ориентировал на предельно корректное ведение политической борьбы, на предельно корректное ведение политических дебатов.
С.Брилёв: Вы даже в паре одномандатных округов, я так понимаю, специально не выставляете кандидатов от «Единой России», чтобы не портить жизнь там коммунистам и «Справедливой России».
Д.Медведев: Мы все реалистами должны быть, в том числе и в политике. Мы должны руководствоваться прагматическими соображениями. Это какие соображения? Нам нужно о стране родной думать, о людях наших, которые живут в нашем государстве, а не о том, чтобы, расталкивая всех локтями или кулаками, пробраться на политический олимп. Где-то, в каких-то избирательных округах наши оппоненты выглядят сильнее, это мы должны учитывать. В принципе мы должны в целом сохранять нормальные рабочие отношения и с другими нашими политическими конкурентами, теми, кого и я в том числе называю оппонентами: это и наши коллеги по Государственной Думе, другие парламентские партии, вообще другие партии. Я напомню, что сейчас у нас этих партий больше 70.
С.Брилёв: Сколько их будет в следующей Думе?
Д.Медведев: Политические прогнозы штука не очень благодарная. Я думаю, что, конечно, все партии не войдут. Но у нас 14 партий освобождены от сбора голосов, и как минимум все они уже попадут в избирательный бюллетень. В этом случае только народ нашей страны способен определить, кто пройдёт в Государственную Думу.
С.Брилёв: Но работающим парламентом Вы считаете парламент из четырёх, пяти, шести партий? По ощущениям.
Д.Медведев: У нас есть специфика парламента. Мне кажется, что то количественное представительство (подчёркиваю, я сейчас не говорю о конкретных политических игроках), которое сейчас есть в парламенте, позволяет решать задачи. Ведь задача парламента не в том, чтобы бесконечно спорить, конкурировать, доказывать, кто лучший, а задача парламента в другом – принимать ответственные решения, принимать законы. Когда можно принять важные, стратегически необходимые законы? Когда парламент (политические силы) способен договориться.
Вы помните, наверное, в 1990-е годы целый ряд важнейших законов не проходил. И не потому, что не понимали важность этих законов, а потому, что политические силы находились в постоянном клинче, и всё уходило в политическую борьбу, в политический свисток. В последние годы, в последние, наверное, 15–16 лет за счёт того, что было создано нормальное политическое большинство, которое сначала объединилось вокруг фигуры Президента, а впоследствии сумело доказать, что необходимо эту же систему поддерживать на выборах и в 2003 году, и в 2007 году, и в 2011 году, – так вот в результате этого мы получили работоспособный парламент, парламент, который способен принимать законы. Иногда парламент критикуют, говорят: вот они там слишком быстро какой-то закон приняли, вот они о чём-то не подумали. Наверное, это тоже случается, но ещё хуже, когда парламент не принимает решений, а это в нашей истории было.
С.Брилёв: Одна частность касательно одномандатных округов. Возьмём не чужой для Вас северо-запад России.
Д.Медведев: Мне все 85 регионов нашей страны совсем не чужие. И это не фигура речи, потому что я во всех 85 регионах был.
С.Брилёв: Возвращаясь тем не менее к родному для Вас северо-западу.
Д.Медведев: Смотрите, мы зачем заимствовали этот институт, который называется красивым иностранным словечком «праймериз» (на самом деле это предварительное голосование)? Затем, чтобы определить реальных лидеров. Кто такие реальные лидеры? Это те, кому верят люди. Это очень разные люди, очень разные фигуры. Одному нравится один, другому – другой. Для кого-то выступления того или иного человека – радикальные, для кого-то, наоборот, они слишком робкие. Но если мы говорим о результатах предварительного голосования, то они заключаются в том, что конкретный человек, кандидат в депутаты, получает уже изначально поддержку населения – людей, которые пришли и сказали: нам из этой когорты единороссов, представителей нашей правящей партии «Единая Россия», нравится вот этот человек. Этот нравится чуть меньше... И мы не можем игнорировать это. Так во всяком случае выглядит предварительное голосование в любой стране мира, в том числе в наиболее современных странах, в странах, как принято говорить, с развитой демократией. Зачем же это корректировать? Тогда просто наши люди, наши граждане скажут: слушайте, мы пришли, проголосовали за такого-то кандидата, он нам понравился, он реально говорил вещи, которым мы верим, а потом какие-то начальники наверху приняли решение – нет, пойдут другие вместо них… Поэтому мы договорились, что сохраним все результаты предварительного голосования. Именно потому, что на это предварительное голосование пришло 10% населения страны. Это огромная цифра! И это люди, которые пришли, подчёркиваю, по сути, поддержать одну партию – партию «Единая Россия». Как мы можем их обмануть?
С.Брилёв: А там уже пусть в одномандатных округах идёт борьба?
Д.Медведев: А там уже пусть в одномандатных округах идёт борьба. Идёт борьба и в одномандатных округах, и по списку.
В общей сложности мы же, так получилось, выдвигаем 400 человек по партийному списку и 207 человек по количеству одномандатных округов. Итого у нас получается 607 в общей сложности представителей «Единой России» – это и члены партии «Единая Россия», и те, кто симпатизирует.
С.Брилёв: А мест в Думе 450.
Д.Медведев: Да, естественно, это определённый запас, который позволяет и людям выбирать, и это результат вот этой самой политической оценки ситуации в округах.
С.Брилёв: Последний по схеме выборов вопрос, который я хотел задать. В прошлый раз, на прошлых думских выборах очень многие региональные списки возглавили вице-премьеры: Шувалов на Дальнем Востоке, Зубков, по-моему, тоже шёл, да?
Д.Медведев: Да.
С.Брилёв: И так далее. В этот раз я смотрю, что они исчезли, зато вернулись губернаторы. Это почему так?
Д.Медведев: Во-первых, всё-таки вернусь к тому, что основным критерием отбора участников голосования, участников кампании было предварительное голосование.
С.Брилёв: Но на съезде появились губернаторы.
Д.Медведев: Из общего количества – 607 человек – появилось действительно некоторое количество новых фигур, а именно 19 представителей регионов. Это 10 руководителей субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский округ, и девять губернаторов из других мест. Это действительно лидеры общественного мнения – люди, которые уважаемы в своих регионах, и не только в регионах, но и даже, так сказать, по всей территории страны или во всяком случае в отдельных частях нашего большого государства.
С.Брилёв: На самом деле на Северном Кавказе для каждого региона свой список, там нет объединения…
Д.Медведев: Это учёт специфики Северного Кавказа. Мы же находимся не в безвоздушном пространстве, я имею в виду «Единую Россию», мы должны учитывать и представления людей, и их симпатии, привычки политические, как принято говорить. Так что в этом смысле это естественно. Мы должны в этом плане ориентироваться на такую реальную, здравую оценку политической ситуации, поэтому появились 19 руководителей регионов. Ничего в этом плохого нет, потому что общий принцип не меняется, но это фигуры, которые сплачивают людей. И этих людей, этих руководителей регионов наши избиратели увидят и в период, когда будет идти избирательная кампания, и впоследствии в списках, которые они будут смотреть в ходе голосования.
С.Брилёв: Это для них возможность перепровериться или Вы предполагаете возможность того, что кто-то из губернаторов перейдёт на работу в Государственную Думу?
Д.Медведев: Вы знаете, давайте не будем вообще загадывать результаты избирательной кампании, потому что всё-таки должны пройти все её этапы, должны пройти выборы. По итогам прошлой кампании я могу сказать, что у нас, напомню, и часть губернаторов в результате этой кампании перешла в Государственную Думу, и даже некоторые коллеги по Правительству – например, Александр Дмитриевич Жуков вернулся в Государственную Думу, где он успешно работал до этого, и сейчас работает после работы в Правительстве. Это нормально, это естественно, это жизнь.
С.Брилёв: То есть Вы не исключаете такого и в этот раз?
Д.Медведев: Да вообще ничего в нашей жизни исключать нельзя из того, что может принести пользу стране.
С.Брилёв: Дмитрий Анатольевич, не могу не воспользоваться возможностью задать Вам пару актуальных вопросов помимо выборов в Думу. Президентом нашей страны было принято решение разморозить отношения с Турцией и заняться их улучшением. В четверг после заседания кабинета министров Вы сказали о том, что меры, введённые после известных событий, будут отменяться постепенно. Мы уже знаем про возрождение турпотока. Но, скажем, если посмотреть на эти месяцы (я смотрел статистику, по помидорам в частности), то почти всё, что шло из Турции, замещено либо марокканской продукцией, либо отечественной.
Д.Медведев: Вы, кстати, заметили, что это другая, уже отечественная, продукция или нет?
С.Брилёв: Нет, как-то, честно говоря.
Д.Медведев: Вот это как раз лучшее доказательство того, о чём я говорил: что мы сами себя кормим. Где-то по каким-то позициям мы действительно вынуждены ввозить ещё – фрукты какие-то мы не выращиваем.
С.Брилёв: Любопытно-любопытно. Но как раз в этой связи Вы прямо сейчас всё будете отменять?
Д.Медведев: Сейчас принято решение Президентом нормализовать сотрудничество, возобновить его. Дано поручение Правительству приступить к переговорам о нормализации торгово-экономических связей. В развитие указа Президента Правительство будет вести переговоры с турецкими партнёрами. И министры этим будут заниматься, и вице-премьеры, и я сам, естественно, лично готов этим заниматься.
О чём сейчас идёт речь? Изначально – и это отвечает указу Президента, это сформулировано было на совещании, я об этом министрам тоже сказал – речь идёт о том, чтобы дать возможность нашим людям, которые любят отдыхать в Турции, сделать это и в текущем туристическом сезоне. Мы приняли решение дать указание по линии регулирования в туристическом секторе отказаться от рекомендации не посылать туристические группы в Турцию, а также разрешить перелёты чартерными рейсами, которыми в основном наши граждане и летали в Турцию. При соблюдении одного важнейшего условия. Турция подверглась террористической атаке, к сожалению, не первой. Поэтому вопрос безопасности всё равно должен быть выдвинут на первый план.
Что же касается всего остального, это процесс, который будет разделён на этапы, по возобновлению торгово-экономического сотрудничества, а также решению целого ряда связанных с этим политических вопросов, включая визы и некоторые другие. Давайте не будем забегать вперёд, мы все эти переговоры с нашими турецкими коллегами готовы будем провести. Но – о чём я сказал на заседании Правительства, которое состоялось в четверг на этой неделе, и о чём хочу сказать вам, – совершенно очевидно, что мы не будем сознательно менять экономику под любое государство, в том числе и под нашего крупного торгового партнёра, под Турцию.
Я напомню, что Турция до момента осложнений в отношениях у нас занимала до 5% внешнеторгового оборота, это огромная цифра на самом деле. Тем не менее что случилось, то случилось. Скажем прямо, не по нашей вине. Поэтому какие-то экономические ниши были заняты другими странами. Это касается и поставок сельхозпродукции, это касается и туристического продукта, и других направлений сотрудничества. Естественно, в отношении тех, кто пришёл с добрыми намерениями, что называется, на наш рынок, мы не будем принимать решение о том, чтобы удалить их или дать им какой-то сигнал, что теперь возвращаются турецкие поставщики продуктов, товаров или исполнители услуг... Нет, всё останется как есть. Это касается и связей с Евросоюзом, который для нас остаётся крупным партнёром. Но оборот сейчас существенно снизился, и целый ряд именно экономических ниш, которые раньше занимали поставщики из Европейского союза и некоторых других стран, заняты другими государствами. Ну вот что произошло, то произошло. Это именно те потери, о которых мы всегда говорили.
С.Брилёв: Понятно. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.