Минск длиною в год. Как министры «нормандской четверки» оживляли мирное урегулирование на Украине
13.11.2015 09:00
Минск длиною в год. Как министры «нормандской четверки» оживляли мирное урегулирование на Украине
Главы МИД «нормандской четверки» (России, Украины, Германии и Франции) 6 ноября собрались в Берлине, чтобы обсудить урегулирование украинского кризиса. Последний раз такая встреча состоялась в сентябре этого года. Министры пришли к выводу о необходимости достичь соглашения о принципах и схемах разминирования территории Донбасса, а также признали, что отвод вооружений «осуществляется в соответствии с графиком». По одному из главных спорных вопросов — проведению выборов в ДНР и ЛНР — стороны так и не смогли договориться. Впрочем, время на это еще есть — реализацию минских договоренностей, состоящих из 12 пунктов, продлили еще на год.
Переговоры министров иностранных дел «нормандской четверки» по традиции проходили в резиденции внешнеполитического ведомства ФРГ — на вилле Borsig в Берлине. Встреча состоялась на фоне угрозы новой эскалации на востоке Украины. Несмотря на продолжающийся отвод вооружений, противоборствующие стороны возобновили обстрелы, обвиняя друг друга в провокациях и нарушении перемирия.
Прибывшие в германскую столицу главы внешнеполитических ведомств всем своим видом демонстрировали спокойствие и нацеленность на прогресс в переговорах. «Мы рады, что перемирие, которое действует на Украине с 1 сентября, по большей части соблюдается. Ситуация на востоке Украины заметно успокоилась, это хорошо, но этого недостаточно. Мы отстаем от графика», — заметил глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер перед началом встречи.
Общение с коллегами, продолжавшееся без малого три часа, вышедший к российским журналистам министр иностранных дел Сергей Лавров, назвал «полезным и конкретным». «С удовольствием констатировали, что, во-первых, осуществление мер по отводу легких вооружений калибром от 100 миллиметров и ниже, танков осуществляется в соответствии с графиком. Этот процесс должен быть завершен 12 ноября. Во-вторых, успешно примененная схема отвода вооружений калибром менее 100 миллиметров может быть вполне применена и к более тяжелым вооружениям более крупного калибра», — заявил глава российского МИД.
Чуть позже Штайнмайер пояснил, что сроки отвода такого вида оружия было решено согласовать «до конца ноября — начала декабря этого года, учитывая уже накопленный опыт». По словам министра, особенно остро сейчас стоит проблема разминирования: к концу месяца участники нормандского формата договорились «достичь соглашения о принципах и схемах разминирования территории Донбасса».
Глава германского МИД сообщил, что «есть позитивные подвижки в обмене пленными»: неделю назад стороны выдали друг другу по 20 человек. В то же время немецкий министр отметил, что в ДНР неактивно сотрудничают с гуманитарными организациями. «Мы выразили неудовлетворенность тем, что никто, кроме "Красного креста", не получили доступ в Донбасс», — сказал он. Несмотря на это, подытожил Штайнмайер, «результаты встречи оказались лучше, чем ожидали».
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, в отличие от германского и российского коллег, не очень радовался итогам берлинских переговоров. В частности, он пожаловался, что «стороны не достигли реального прогресса в допуске на территорию Донбасса представителей ОБСЕ». Киевские власти неоднократно обвиняли руководство ДНР и ЛНР в том, что они не дают возможности членам международной миссии находиться в районах, граничащих с Россией.
И все же главным спорным вопросом по-прежнему остается проведение выборов в ДНР и ЛНР. «Лидеры "нормандской четверки" в Париже в октябре договорились вначале подготовить новый закон об этом голосовании, не указывая разминирование территории Донбасса как одно из условий для проведения выборов. После того, как законопроект одобрит контактная группа и примет Верховная Рада, стороны начнут отсчитывать 90 дней. Тем, кто будет баллотироваться, предоставят абсолютный иммунитет. После выборов украинский президент подпишет закон об амнистии. Тогда же автоматически вступит в силу и закон об особом статусе Донбасса. Москва, Берлин и Париж полностью поддерживают такую последовательность действий. Однако киевские власти предъявляют новые условия, говоря, что голосование состоится только после того, как из Донбасса уйдут все иностранные войска и будет произведено разминирование территории», — объяснил «Ленте.ру» суть разногласий источник в российской делегации.
С каждой новой встречей Париж и Берлин все больше осознают, что «виноваты не только прорусские сепаратисты», рассказали собеседники «Ленты.ру» в немецкой и французской делегациях. «Киев начинает тяготить французских и немецких коллег своими капризами», — констатировал один из них.
«Париж и Берлин в последнее время более трезво оценивают ситуацию. Если раньше они придерживались однозначно проукраинской точки зрения, то сейчас их позиция приблизилась к реальности. Они прекрасно понимают, что проблемы не только в ополченцах, но и в украинских властях. Франция и Германия оказывают на Киев определенное давление, чтобы добиться результатов в переговорах» — прокомментировал «Ленте.ру» ситуацию ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
После октябрьской встречи лидеров «нормандской четверки» в Париже ДНР и ЛНР согласились перенести местные выборы с осени этого года на весну 2016-го. Теперь, как пояснил российский министр, дело за Киевом. Прежде всего, по словам Лаврова, необходимо разработать «общеприемлемый украинский закон о местных выборах в Донбассе». После этого потребуется 90 дней для подготовки к голосованию.
«Нет никакого сомнения, что минские договоренности продолжат действовать до тех пор, пока не будут полностью выполнены. Простое сопоставление фактов показывает, что до конца года мы этого сделать не сможем. Выполнение "Минска" перенесется на следующий год», — подытожил министр.
Несмотря на противоречия, существующие между членами «четверки», привлекать к урегулированию украинского кризиса другие страны или расширять «нормандский формат» за счет США, участники переговоров не намерены. Как рассказал «Ленте.ру» источник во французской делегации, против этого настойчивее всех выступает Париж.
Активная вовлеченность Франции в урегулирование украинского, сирийского, а также некоторых других конфликтов в последнее время не случайна, пояснил Федоров. «Внутриполитические позиции Франсуа Олланда очень слабы. Его рейтинг крайне низок, это своеобразный антирекорд, — считает эксперт. — Выше 20 процентов он не может подняться, поэтому глава государства старается казаться важным участником урегулирования международных проблем. Активизация на внешнеполитической арене помогает ему уйти от негативных оценок его внутриполитических провалов».