«Мы 47 раз пережили американские санкции»: замглавы МИД РФ Рябков о США, КНДР и Сирии
05.09.2017 16:19
«Мы 47 раз пережили американские санкции»: замглавы МИД РФ Рябков о США, КНДР и Сирии
Россия не ослабла из-за санкций, которые Соединённые Штаты вводили десятки раз. Об этом в эксклюзивном интервью RT заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Дипломат также рассказал, чем опасна эскалация на Корейском полуострове, близок ли к завершению сирийский кризис и перешли ли Соединённые Штаты красную черту в отношениях с Россией.
— Как МИД России оценивает сложившуюся обстановку в мире, которая сопутствует проведению саммита БРИКС?
— Конечно, сказать, что мы не встревожены или не видим тенденций, которые вызывают обеспокоенность, было бы неправильно. Конфликтогенность в мире нарастает, непредсказуемость международных процессов повысилась. Связано это, по нашей оценке, с тем, что происходит демонтаж прежней однополярной системы мироустройства. Что ей придёт на смену, сказать сложно.
Мы убеждены, тем не менее, что мир движется в направлении полицентричности, многополярности, и не всем это нравится, особенно на так называемом историческом Западе.
Поэтому целая серия событий последнего времени, обстоятельства, которые привели, к примеру, к очень сложным, тяжёлым, многослойным процессам, развивающимся на Ближнем Востоке, в значительной мере связаны с тем, что исторический Запад, в том числе США, не готовы смириться с окончанием эпохи их тотального доминирования в мире.
Есть и другие факторы. Это напряжённость в вопросах доступа к природным ресурсам, в том числе к воде, изменению климата, демографические проблемы, миграционные потоки, распространение экстремистской идеологии, подпитывающей терроризм, и так далее. Все эти факторы в совокупности определяют нашу нынешнюю политическую международную среду обитания, но Россия в ней себя чувствует уверенно. Мы имеем очень продуманные подходы к решению глобальных, региональных проблем. Россия всегда твёрдо заявляет о своих интересах, знает, как их защищать, как их продвигать. Я думаю, в этом вы могли убедиться за последнее время неоднократно.
— Немалую роль среди прочих тем на саммите БРИКС играет международная повестка дня. Здесь сразу вспоминается борьба с терроризмом, сирийский кризис, последние события на Корейском полуострове. Оказывает ли БРИКС влияние на решение проблем подобного рода?
— Я думаю, что да. БРИКС как источник здравого смысла, БРИКС как тот фонтан идей, которые, по большому счёту, привлекательны в силу их заряженности энергией поиска не противостоящих друг другу конфронтационных или противоречащих нормам международного права решений, чем грешат очень многие в мире.
БРИКС как хранитель и эталон того, что было и остаётся единственно возможным условием развития цивилизации и международных отношений, — уважительного отношения к интересам друг друга, правильного понимания того, что без поиска компромиссов ничто не возможно.
Всё это должно основываться на незыблемых законах, на международном праве в том виде, в котором оно сформировалось за последние десятилетия, и в том виде, который не подлежит волюнтаристским трактовкам или произвольному толкованию, как это сейчас мы видим в абсолютно вызывающей, возмутительной и не имеющей никаких аналогов форме, наблюдая за тем, как американское правительство посягнуло на суверенную собственность Российской Федерации, защищённую дипломатическим иммунитетом.
Это эпизод — да, он небольшой на фоне тех колоссальных проблем, с которыми сталкивается мир, — но он очень показателен: до какой степени в Соединённых Штатах Америки произошла деформация политического сознания и политической мысли, что они считают это возможным, позволительным, допустимым. Я думаю, что БРИКС не только силой примера и силой собственной политической воли, но и путём выработки конкретных предложений уже серьёзно влияет на международные процессы. Мы получили полную поддержку партнёров в том подходе, который изначально был сформулирован Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, о безальтернативности прямого диалогового пути решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова.
Саммит прошёл на фоне политических сотрясений и, наверное, в какой-то мере отголосков того явления, которое было зафиксировано сейсмологами. Это напомнило нам всем, что легковесно, односторонне, одномерно подходить к такого рода проблемам, пытаться выбить из кого-то уступки, заставить кого-то действовать из-под палки просто не получится. Мы на примере ситуации вокруг Корейского полуострова видим классическую иллюстрацию того, что замкнутый круг санкций и ответные меры не приводят к решениям. Только диалог, только поиск политических решений.
— Кто стоит за эскалацией кризиса на Корейском полуострове и какие цели они преследуют?
— Мы не можем согласиться с тем, что осуществляет КНДР в плане проведения ядерных испытаний и ядерных пусков баллистических ракет на разную дальность. И то, и другое является нарушением резолюции Совета Безопасности ООН, и мы считаем это провокационными действиями. Мы неоднократно говорили, что этой практике должен быть положен конец. Но методики, которые должны быть применены в связи с этим, у разных стран существенно отличаются.
К сожалению, мы до сих пор не можем добиться подтверждения от США готовности проявлять сдержанность, не нагнетать, не провоцировать КНДР через учения, через размещение дополнительных возможностей в этом регионе. Мы до сих пор не получили от американских коллег ничего, кроме общих разговоров о том, что «политическое решение возможно, но при этом и все остальные решения возможны».
В такой обстановке рассчитывать на урегулирование очень трудно. Мы должны удвоить усилия сейчас, особенно когда в Совете Безопасности вновь ведут речь о допустимости разработки новой санкционной резолюции против КНДР. На этом фоне мы должны удвоить усилия в пользу поиска политико-дипломатического решения. Я уверен, что оно возможно. Надо правильно выстроить последовательность действий. Нужна активность, нужна настойчивость, нужно искать подходы, нужно заниматься этим вплотную. Конечно, очень многое зависит от того, какую линию изберёт администрация США в этом вопросе.
— Относительно сирийского вопроса можно сказать, что самое трудное позади?
— Я очень хотел бы на это надеяться. Я вижу, с какой болью и с какой кровью связано всё то, с чем пришлось столкнуться народу Сирии, через какие испытания пройти. Мы движимы в наших усилиях на сирийском направлении целью гарантировать сохранение Сирии как единого целостного государства, светского государства, страны, которая процветает, которая во многих отношениях задаёт тон на Ближнем Востоке.
К сожалению, затянувшийся конфликт очень многих поставил по разные стороны баррикад. Тем не менее, концепция зон деэскалации, которая была разработана нами совместно с коллегами из Турции и Ирана и поддержана правительством Сирии, находит своё воплощение в том числе и на юго-западе страны.
Во взаимодействии с США и Иорданией получилось сформировать такую зону, работаем на других направлениях.
— Перешли ли американцы в отношениях с Россией красную черту?
— Вы правы в том, что отношения в последние несколько лет, включая последние месяцы, двигались от плохого к худшему. Объяснений этому может быть множество. Мы знаем, как эту ситуацию объясняют американцы. Они утверждают, что их не устраивают политика и действия Российской Федерации. Мы не видим в своей политике и действиях ничего такого, что было бы противоречащим международным нормам и что не соответствовало бы нашим интересам и интересам тех людей, которые так или иначе вовлечены в некоторые ситуации, где Россия, как нам вменяют в вину, с нарушением некоторых правил играет на чьей-то стороне.
Американцы не могут смириться с тем, что после окончания холодной войны и периода, когда им казалось, что они безраздельно господствуют, вдруг стали появляться признаки того, что не все готовы играть в оркестре, дирижёр которого находится в Вашингтоне.
Что есть страны или люди, которые заинтересованы исполнять что-то соло, или дуэтом, или в квинтете. Что есть разные жанры, и каждый из них интересен и по-своему, наверное, привлекателен. По какой-то причине это вызывает отторжение. В этом усматривается подкоп под американские коренные интересы.
Я хочу сказать, что за период с 2013 года мы пережили уже 47 раз вводившиеся американские санкции. Тем не менее, Россия от этого не ослабла. Мы прошли период, связанный с негативными эффектами падения цен на энергоносители и вновь вышли на траекторию экономического роста. Это в прямом смысле слова бесит тех, кто Россию ненавидит. Таких немало в США.