Как в Киеве готовятся переписать конституционную реформу вопреки Минским соглашениям
28.06.2016 15:26
Как в Киеве готовятся переписать конституционную реформу вопреки Минским соглашениям
Исполняется два года перемирию, объявленному Петром Порошенко, на востоке Украины. С этим перемирием связывалось много надежд, которым, как уже ясно, осуществиться не суждено.
Восстановим хронологию событий. 20 июня 2014 года вновь избранный президент Украины Петр Порошенко представил свой план мирного урегулирования ситуации на востоке страны. Через два с небольшим месяца, 5 сентября, были подписаны так называемые Минские соглашения — план мирного урегулирования на Украине, после чего боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей были приостановлены.
Одним из пунктов достигнутых соглашений предусматривается «проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей... до конца 2015 года»
Но вскоре процесс забуксовал. Решением «нормандской четверки» сроки выполнения соглашений были продлены на год, но, похоже, что и новые дедлайны будут сорваны.
На днях заместитель руководителя администрации президента Украины Константин Елисеев сообщил о подготовке встречи лидеров стран «нормандского формата», «чтобы действительно дать импульс должной имплементации Минских договоренностей».
Правда, еще до того, как Елисеев заговорил о подготовке встречи лидеров, из Киева стали поступать тревожные сигналы.
Ведущие деятели партии экс-премьера Яценюка «Народный фронт» — глава МВД Арсен Аваков, а затем спикер Рады Андрей Парубий и министр юстиции Павел Петренко — заявили, что конституционные поправки по децентрализации надо принять без упоминания о статусе Донбасса. То есть уже без одобренного в первом чтении пункта переходных положений о том, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».
Конечно, пока речь идет о заявлениях отдельных видных деятелей партии. Но фракция «Народного фронта» в Раде монолитна и многочисленна. Она насчитывает более 80 депутатов, и без ее поддержки провести через парламент страны конституционную реформу, для которой необходимо квалифицированное большинство голосов, попросту невозможно. А как следует из закона о регламенте работы парламента, законопроект об этой реформе надо рассмотреть во втором чтении на нынешней сессии, которая завершается в июле. Если не рассмотрят, он будет считаться непринятым.
Если в конце концов поправки будут приняты в том виде, в каком предлагают спикер и его соратники, спорить, выполняет Киев эти соглашения или имитирует, станет бессмысленно. Бесповоротное невыполнение их ключевого пункта станет очевидным.
В то, что «Народный фронт» поддержит поправки в их нынешнем виде, и раньше верилось с трудом. Но открыто отвергнуть их партия не призывала. Сейчас же, и это важно, этот призыв прозвучал как раз в тот момент, когда поверхностному наблюдателю могло показаться, что условия для их принятия появились.
Во-первых, 2 июня Рада окончательно утвердила изменения конституции по судебной реформе. А раз у Порошенко есть голоса под одни поправки, то почему их должно бы не оказаться под другие? Во-вторых, у партии мира появился такой сторонник, как Надежда Савченко. В-третьих, уже невозможно всерьез эксплуатировать тезис об угрозе режиму со стороны правых радикалов. Ведь 12 июня в центре Киева впервые прошел гей-парад, который они угрожали сорвать. Конечно, присутствие полиции на этом мероприятии зашкаливало. Но ведь для радикалов — это не всегда было препятствием. А сейчас они повели себя исключительно примерно — не произошло ни одного инцидента.
И на этом фоне «Народный фронт» перечеркивает перспективу конституционной реформы. Не ясно, ведут его деятели свою игру или же это их общая игра с президентом Украины. Разумеется, вышеупомянутые политики способны на самостоятельные действия. Однако обращает внимание на то, с чего всё началось. На заседании кабмина 8 июня вице-премьер Геннадий Зубко, представляющий партию президента, сказал о наличии «всех предпосылок», чтобы убедить депутатов проголосовать за поправки в конституцию в части децентрализации. А министр Аваков возразил, сказав, что эти поправки надо сначала изменить. И уже на следующий день этот тезис поддержали его однопартийцы.
Однако конституционная реформа — не компетенция украинского кабмина. И объективно разговор о ней — такая же тема для его заседания, как и нынешнее первенство Европы по футболу. Поэтому возникает вопрос, а не был ли спор членов правительства заранее продуманным спектаклем, призванным показать: реформа невозможна, но президент ни при чем. Эти подозрения укрепляет тот факт, что Порошенко никак не откомментировал случившееся, а близкий к нему губернатор Донецкой области Павел Жебривский поддержал позицию «Народного фронта».
Да, подозрения могут частично развеяться, если в Раде и дальше решат тянуть с завершением реформы, корректируя регламент. Но могут и окончательно подтвердиться, если президент скажет, что нельзя жертвовать хорошей идеей децентрализации из-за одного спорного пункта.
Появляются дополнительные основания для аргумента о том, что медлить с децентрализацией нельзя, и надо лишь разделить два вопроса: расширение прав послушных регионов и статус Донбасса. Разумеется, в этом случае объективно на Минских соглашениях будет поставлен крест, но будет ли способен Запад признать, что больной отключен от аппарата, и публично осудить за это Киев?
Пока же создается впечатление, что предложенный Аваковым и Парубием сценарий отвечает настроениям и украинского руководства, и заметной части общества. Прописанная в Минске модель политического урегулирования кажется им недопустимой уступкой. И этот взгляд может измениться, только если Киев на практике убедится: от невыполнения Минских соглашений ему будет хуже, чем от их выполнения.
Автор — эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Источник:
Порушенные надежды