Приднестровье 2.0? Гагаузия может стать новой горячей точкой Европы
23.03.2024 17:31
Приднестровье 2.0? Гагаузия может стать новой горячей точкой Европы
«С господином Кириенко (первый заместитель главы администрации президента России) я говорила о том, чтобы нас услышало международное сообщество, узнало о наших проблемах, о том давлении, которому мы подвергаемся», – заявила она, выразив надежду, что Гагаузия будет услышана на площадке ООН.
Едва ли в действительности стоит рассчитывать, что ООН будет как-то вмешиваться, даже если Россия поднимет вопрос, ведь это считается сугубо внутренним делом Молдавии, частью которой является Гагаузия. Тем более что коллективный Запад, фактически «приватизировавший» ООН, во всем поддерживает действия Кишинева, особенно если они имеют антироссийскую окраску.
Гагаузия считается пророссийским анклавом, мешающим «евроинтеграции» Молдавии. На самом деле, пророссийские настроения вполне себе господствуют и в других регионах страны, но Гагаузия – цельное образование, автономная республика, населенная к тому же не молдаванами, а гагаузами – это тюркоязычный православный народ, большинство представителей которого всегда выступало за интеграцию с Россией и против присоединения к ЕС и НАТО.
В начале месяца башкан автономии Евгения Гуцул целую неделю провела в России, где встречалась с российским президентом и другими представителями власти. Она также провела переговоры с руководством регионов РФ, с которыми у Гагаузии действуют соглашения о партнерстве, и заявила о том, что намерена расширить экономическое, социальное и культурное сотрудничество с другими российскими регионами. Даже экономическое сотрудничество с Россией через голову Кишинева, тем более когда Молдавия идет по пути «евроинтеграции», это вызов молдавским властям.
Кроме того, со слов Гуцул, известно, что Гагаузия обратилась к руководству России за помощью в открытии банковских счетов в российских финансовых учреждениях. И что еще крамольнее для Молдавии: Гуцул обратилась к России с просьбой о прямых поставках газа по льготным тарифам – и это на фоне стремления Кишинева полностью отказаться от российского газа.
Поездка Гуцул в Россию вызвала форменную истерику среди представителей молдавских властей. Глава пресс-службы правительства страны Даниел Водэ заявил, что общение оппозиции с руководством России противоречит интересам граждан Молдавии.
«Регулярные поклоны Кремлю от представителей криминальной группировки Шор не служат интересам граждан Молдавии. Власти предупредили общество о намерениях РФ и призвали к бдительности, к получению информации из официальных источников и не поддаваться манипуляциям в виде агрессивных действий Российской Федерации и контролируемых ею приспешников», – написал Водэ в Telegram-канале правительства.
А премьер-министр Молдавии Дорин Речан и вовсе пообещал, что молдавские политики, побывавшие с визитом в России, могут быть привлечены к ответственности.
Гуцул, напомню, избиралась от оппозиционной партии «Шор», которая вскоре после ее избрания была признана антиконституционной и была распущена. Обвинения в принадлежности к несуществующей партии – это как-то странно. Тем более что Гуцул – в первую очередь глава автономии, правительственный чиновник, который, кстати, по Конституции должен быть введен в состав правительства, чего до сих пор не сделано, хотя президент Майя Санду по закону должна была это сделать сразу после вступления Гуцул в должность прошлым летом.
Это серьезный прецедент. До этого молдавские власти такого себе не позволяли, хотя все главы Гагаузии были так или иначе пророссийские. Но надо понимать, что дело вовсе не в Гуцул. И хотя ее бывшая партийная принадлежность и раздражает Кишинев, но это не главное. Главное – это сама Гагаузия, существование которой давно является для молдавских властей костью в горле.
Гагаузия как автономная республика в составе Молдавии имеет интересную историю. Мало кто помнит, но когда-то это была непризнанная, но независимая республика, причем провозглашена она была еще раньше Приднестровской.
12 ноября 1989 года в Комрате (столица Гагаузии) состоялся чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа, провозгласивший Гагаузскую АССР в составе Молдавской ССР. Эту декларацию постигла судьба многих других попыток создавать новые автономии или менять статусы республик снизу – ее не признали ни республиканские, ни союзные власти. В результате в 1990-м Гагаузия вынуждена была принять уже декларацию о независимости.
В ответ Кишинев организовал рейд с целью подавить восстание, который вошел в историю, как «поход на Гагаузию». Тогда в октябре 1990-го были объявлены выборы в Верховный совет республики, которые молдавские власти решили любой ценой сорвать. Тогдашний глава МВД Мирча Друк собрал отряд из добровольцев-националистов численностью до 50 тысяч человек, которые на автобусах при поддержке милиции отправились усмирять «сепаратистов».
В ответ власти Гагаузии объявили мобилизацию, на помощь гагаузам приехали рабочие дружины из Приднестровья, в воздухе запахло полноценной гражданской войной. Тогда молдавские власти отступили, оказавшись неготовыми к вооруженному противостоянию. К тому же они всерьез опасались вмешательства Москвы, ведь тогда еще был жив СССР. Однако едва ли Кишинев сделал какие-то выводы. Спустя 2,5 года, едва обретя полноценную независимость, власти Молдавии все же решились повторить «трюк» в Приднестровье, в результате окончательно потеряв левобережье Днестра.
Очевидно, поражение в Приднестровье все же заставило Кишинев отказаться от силового решения гагаузской проблемы. Не имея возможности использовать «кнут», он решил использовать «пряник» – склонить Комрат к реинтеграции, пообещав широкую автономию при отказе от независимости.
Разговор с Комратом у Кишинева складывался куда проще, чем с Тирасполем. В Гагаузии не было войны, это раз. В Гагаузии не было российских военных, это два. Диалог велся безо всяких посредников, напрямую, это три. Наконец, если Приднестровье все же рассчитывало не только на признание, но и на принятие в состав России (на что был взят официальный курс), то у Гагаузии шансов на признание кем-либо было куда меньше, и многие сочли автономию в составе Молдавии более перспективной, чем статус никем не признанной республики, оторванной от всего мира.
В итоге после нескольких лет переговоров в декабре 1994-го закончилась история независимой республики Гагаузия, был подписан документ о её мирной интеграции на правах автономии.
Впрочем, для Гагаузии это оказалась ловушка – Кишинев не выполнил своих обещаний, более того, права автономии все последующие годы последовательно урезались. В результате административных реформ уменьшилась даже территория республики, из нее была исключена большая часть нынешнего Тараклийского района, а также часть нынешнего Кагульского.
Но главным невыполненным обещанием Кишинева, пожалуй, стал статус республики в Конституции страны. Он в нем не прописан. То есть возникла интересная правовая коллизия: по законодательству Молдавии Гагаузия является автономным образованием, есть специальный закон о ее статусе. Но по Конституции республика Молдова является унитарным государством и никаких автономий там не предусмотрено. Требование включить Гагаузию в Конституцию, кстати, до сих пор остается главным требованием Комрата к Кишиневу, которое в течение уже 30 лет игнорируется. И если в период правления Партии коммунистов РМ гагаузы вполне органично существовали в составе Молдавии, то после прихода к власти прозападных сил в 2009-м и принятия Кишиневом курса на отдаление от России и «евроинтеграцию», а также на фоне опасений того, что вновь может быть поднят вопрос о вхождении Молдавии в состав Румынии, в Комрате вновь заговорили об отделении.
В 2014-м на фоне событий на Украине в Гагаузии состоялся консультативный референдум о будущем автономии, на котором жители региона выбирали между Таможенным союзом и «евроинтеграцией», кроме того, в очередной раз был поднят вопрос о суверенитете. Свыше 98,7% жителей проголосовали за вхождение автономии в состав Таможенного союза с Россией, 98,9% – за отложенный статус независимости.
В мае прошлого года после весьма резкой реакции Кишинева на результаты выборов в автономии в Комрате допустили проведение референдума уже о независимости, в случае если центральные власти Молдавии не удовлетворят требования региона.
«Разграничение полномочий между Кишиневом и Комратом, возврат наших полномочий, таможни, силовых структур, налоговой – это даст возможность для того, чтобы мы в дальнейшем вели диалог между центром и Комратом. Если наши друзья в Кишиневе не согласятся, мы должны обратиться к гагаузскому народу и провести референдум о независимости», – заявил в ходе съезда депутатов и представительных органов власти региона депутат Народного собрания Гагаузии Николай Дудогло.
Очевидно, «друзья» в Кишиневе восприняли это как «руководство к действию». В ноябре другой депутат Народного собрания региона Сергей Чимпоеш предупредил, что власти Молдовы хотят изменить закон о статусе автономии. «Мне позвонили из парламента Молдовы и сказали, что в планах на будущий год они готовят изменения в Закон об особом правовом статусе Гагаузии. Можете себе представить, что может остаться от закона об особом статусе, если они будут в него вторгаться?» – сказал он.
Месяц спустя о том, что власти Молдавии планируют упразднить Гагаузскую автономию, рассказал еще один депутат местного парламента Леонид Киося. Он отметил, что депутаты от правящей партии «Действие и солидарность» говорили в интервью местным СМИ, что руководство страны должно изменить статус Гагаузии. «Центральные власти в данный момент ведут активную деятельность по уничтожению автономии. Мы обращаемся к нашим партнерам, друзьям. В частности, к России. Ваша помощь как никогда нужна нам. Гагаузия находится в сложной политической ситуации. Без вашей помощи не обойтись. Уверен, вы откликнитесь на просьбу наших жителей», – заявил он.
Вполне возможно, что в Кишиневе таки решились на ликвидацию Гагаузии: наличие пророссийски настроенной автономии мешает «евроинтеграции», в случае же попыток присоединения Молдавии к Румынии Гагаузия точно отделится. К тому же на осень запланированы выборы президента Молдавии, которые Майя Санду рискует проиграть. Так что у Кишинева есть стимул ускориться. Предлогом может стать как раз принадлежность главы автономии к запрещенной партии или ее поездка в Россию.
Как именно будут решать вопрос с непокорным регионом, пока непонятно. Ясно одно, что отмену автономии в Кишиневе так просто не «проглотят» и – не исключено – попытаются подавить протесты силой.
У Гагаузии нет плана действия на случай обострения отношений с Кишиневом, заявила Гуцул в интервью России-24. Если в 1990-м силы были примерно равны, то сегодня у Кишинева – армия, полиция и другие силовые структуры, а главное – карт-бланш от Запада на любые действия. А у Комрата ничего этого нет. И Приднестровье тоже вряд ли сможет прийти на помощь, как 34 года назад: у регионов нет общей границы и тогда добровольцы попадали в Гагаузию через территорию Украины, что сейчас совершенно невозможно. Наконец, России будет элементарно сложно прийти на помощь, будучи занятой на СВО.
Впрочем, тем, кто хочет попробовать Гагаузию на излом, стоит помнить о том, что есть еще и Турция, которая все эти годы последовательно развивала отношения с этим регионом (напомню, гагаузы – тюрки), и едва ли Анкара будет смотреть сквозь пальцы, если на братский народ пойдут войной.
Автор: Дмитрий Родионов
Источник:
Ritmeurasia.ru
Оригинал публикации: Приднестровье 2.0? Гагаузия может стать новой горячей точкой Европы