В Юго-восточной Азии есть государство Индонезия. Не самая богатая и развитая страна с не самой сильной армией. Упоминания о ней не часто услышишь в российских новостях, однако к ней любопытно было бы приглядеться по нескольким причинам:
Если вы направляетесь морем из Европы в Азию, скажем, в Японию или Китай, то вам никак не миновать Индонезии.
Индонезию причисляют к «Группе одиннадцати» — группе стран, которым, как предполагают иные аналитики, грозит превратиться в крупнейшие локомотивы мировой экономики и составить компанию странам БРИКС. Это как бы второй состав мировой экономической лиги.
Индонезия в последнее десятилетие налаживает весьма тесные отношения с Россией, которые уже увенчались несколькими успешными проектами, о чем мы поговорим ниже.
Итак, давайте разберемся что к чему.
Несколько фактов об Индонезии
ВВП — около 3 трлн долларов, что обеспечивает стране восьмое место в мире.
Четырнадцатая страна в мире по территории.
Население — 257 миллионов человек (4-ое место в мире).
Более 300 различных народов проживает на территории этой страны, что обрекает её на некоторую опасность этнических конфликтов.
88% населения исповедуют ислам (в основном суннитского толка), что делает Индонезию крупнейшим государством мира с преобладанием мусульманского населения, остальные — являются христианами, индуистами и буддистами, что в свою очередь также неблагоприятно сказывается на угрозе религиозных конфликтов. Однако Индонезия — государство светское и гарантирует свободу вероисповедания.
Ну и порядок здесь стараются наводить жестко. За терроризм, торговлю наркотиками или убийство можно получить смертную казнь. Количество убийств в год 0,6—0,7 случаев на 100 тыс. человек.
Внешняя политика активная — Индонезия однозначно требует себе место под солнцем, но не агрессивно. Является неформальным лидером ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
Наши интересы
1. Поставки вооружений.
16 уже проданных самолетов Су — это, конечно, не слишком много. Но и военный бюджет Индонезии не самый большой. У Южной Кореи они в 2011 году купили 16 T-50i. К 2014 году были поставлены 24 F-16С, но очень подержанных, в связи с чем к ним добавлялось еще 6 самолетов на запчасти. Так что прошлый контракт на 16 наших самолетов можно считать достаточно крупным для этой страны. Хотя раньше, в 2010 году планировалось закупить до 2030 года аж 180 наших "Сушек", но бюджета не хватило. Судя по всему, это так и осталось мечтой генералов Индонезии.
Хотя кто знает, до чего удастся договориться. Пока же, судя по последним новостям, Индонезия купит у нас еще 8 "Сушек".
В 2009 мы уже выдавали кредит в 1 миллиард долларов Индонезии на покупку наших вооружений. Именно тогда были приобретены наши вертолеты. А в 2015 году индонезийцам удалось договориться о предоставлении кредите в 3 миллиарда. Возможно, как раз они и пошли на восемь самолетов Су.
Некоторое время назад шли переговоры по закупке наших подводных лодок «Варшавянка», но пришли ли к соглашению — пока не известно.
Ну и плюс идут переговоры о закупке нашего самолета-амфибии Бе-200ЧC.
2. Европейские колонизаторы не очень-то любили строить железные дороги в своих колониях. Максимум на что они раскошеливались — это дороги для связи внутренних территорий с портами: чтобы быстрее вывозить из страны сырье. Поэтому в бывших колониях обычно стоит проблема транспорта и неразвитости железных дорог. Индонезия для решения этой проблемы прибегла к помощи "Российских железных дорог". На острове Калимантан к 2019 году будет построена железнодорожная линия протяженностью 217 км со всей инфраструктурой и плюс к этому, мы поставим 1100 грузовых вагонов, 40 сдвоенных локомотивов, морской угольный терминал и угольную электростанцию. Стоимость проекта составляет 2,5 млрд долларов. Согласитесь, неплохой заказ для нашей промышленности. Реализация проекта, кстати, началась уже в ноябре 2015 года.
В сентябре того же 2015 года Индонезия и РосАтом подписали меморандум по проекту строительства АЭС.
Сейчас существует договоренность о постройки исследовательского атомного реактора мощностью 10 МВт. Атомная электростанция — это не игрушки, а квалифицированные специалисты должны где-то проходить подготовку. Следом на очереди уже полноценная АЭС большой мощности и индонезийцы приглядываются к плавучим атомным электростанциям — для островного государства вполне логично.
Роснефть и индонезийские нефтяники сотрудничают в рамках строительства совместного нефтеперерабатывающего завода мощностью 24 млн тонн нефти в год. Нефть, соответственно, будет перерабатываться наша. Стоимость проекта — 14 миллиардов долларов, половина финансирования будет российской, другая половина — индонезийской. Пакет акций соответственно будет разделен следующий образом: 49% — Роснефти и 51% — Индонезии. Что логично, мы же не колонизаторы. У нас в стране мы работаем с иностранцами на таких же условиях.
Товарооборот между странами в 2013 году составил 3 миллиарда долларов. Но в планах стоит задача увеличить его до 5 миллиардов в год.
Вывод
Индонезия — одна из самых быстро развивающихся стран Южно Азиатского региона. Она лежит на пересечении торговых маршрутов и сейчас активно ведет перевооружение флота и авиации.
Проблемы постколониального мира не решены, они тянутся заделов, оставиленных европейцами. Бывшие колонии разрастаются, крепнут и от доминирования в своих регионах и, как следствие, передела устоявшейся системы, их отделяют десяток авианосных групп, что скитаются по океанам, вместо того чтобы ржаветь на дне или на приколе в ожидании ликвидации.
В августе, в Московском саду «Эрмитаж» пройдет фестиваль Индонезии, а в самой Индонезии рассматривают вопрос организации прямых рейсов Москва — Бали, с целью увеличения потока туризма.
Все это мелочи, из которых и складывается партнерство, призванное изменить мир.