Турецкий маршрут – через Босфор в Дарданеллы, далее везде

11.09.2022 19:51

Турецкий маршрут – через Босфор в Дарданеллы, далее везде Турецкий маршрут – через Босфор в Дарданеллы, далее везде

Когда молчание – не золото


Мало кого удивили недавние оскорбления и угрозы турецкого лидера Реджепа Эрдогана в адрес Греции. Но многих удивило, как примечательно его выпады совпали с решением о предстоящем с октября пятикратном повышении транзитных тарифов на маршруте Босфор – Мраморное море – Дарданеллы.

Это решение Анкары напрямую затрагивает интересы не только стран Черноморья, но и Афин. Южная часть этого маршрута – соединение Дарданелл с Эгейским морем – проходит через морскую экономическую зону Греции. Поэтому вполне возможное сокращение грузоперевозок из-за новых тарифов впрямую скажется на доходах соседней страны.

Упомянутое решение Анкары было озвучено незадолго до провокационных пассажей Р. Эрдогана в адрес Греции. И оно не вызвало никаких комментариев со стороны стран-участниц Конвенции Монтрё 1936 года.

Такое «молчание» партнёров наверняка сподвигло турок уже на прямые угрозы в адрес Греции. Которые, заметим, тоже не вызвали должной реакции ни со стороны других стран НАТО, ни со стороны Евросоюза.

Острова мечты


Притязания же Турции на ряд районов, островов и рифов Эгейского моря обусловлены их расположением как раз вблизи транзитного пути между этим морем и Дарданеллами. Похоже, в Анкаре полагают, что Греция в «проливно-эгейском» маршруте – как бы лишняя?

По условиям Монтрё-1936, корректировка транзитных расценок должна согласовываться со всеми странами-подписантами. Но в документе не содержится чёткого обязательства Турции не вводить новые расценки без этого согласования: то есть Анкаре оставлено «окно возможностей» по ценовой политике. Чем турецкая сторона периодически пользуется.

В 1945–1952 гг. СССР, напомним, предлагал поставить проливы под международный контроль c советским участием. И тем самым лишить Анкару возможностей оказывать экономическое и военно-политическое давление на Москву. Причем эту позицию поддерживала Греция, не заинтересованная, как и сегодня, в обладании Турцией всем маршрутом Босфор – Мраморное море – Дарданеллы – Эгейское море.

В свою очередь, Москва поддержала в 1945–1947 гг. претензии Афин на экс-итальянский архипелаг Додеканес на юго-востоке Эгейского бассейна: передача этих островов Греции – их оспаривала Турция – укрепила позиции Афин в бассейне Эгейского моря и в целом в Средиземноморье. Что отвечало советским интересам.

Но коллективный Запад не позволил, по понятным причинам, изменить Конвенцию Монтрё согласно предложениям Москвы и Афин. В послесталинский же период советское руководство напрочь отказалось от своих предложений середины 40-х – начала 50-х годов.

Звонок из Москвы


Более того – Москва даже официально извинилась за них перед Анкарой ещё в мае 1953. Полагая, что преобладание в Черноморском бассейне стран-участниц Варшавского Договора (ВД) будет сдерживать «монополизацию» Анкарой режима судоходства в проливах. Да, такая политическая география в регионе оказывала влияние на Анкару.

Но вскоре после 1991 турецкая сторона стала регулярно усложнять режим транзита и «удорожать» сам транзит в проливах, но под благовидными экологическими предлогами. Чтобы не было повода обвинять Анкару в нарушении условий Монтрё-1936.

Очевидно, что такая политика нацелена на прессинг, прежде всего, России. Достаточно сказать, что на Босфор – Дарданеллы издавна приходится до трети объема ежегодных внешнеторговых перевозок России, в том числе 15–20 % объема нефтеэкспортных перевозок из РФ и не менее 20 % – российских перевозок зерна на экспорт. Кроме того, на ту же артерию приходится 15–20 % объема ежегодного евро-азиатского грузотранзита через РФ.

Решение Анкары столь резко поднять плату за прохождение судов через проливы принято именно в тот момент, когда экономическое и тем более политическое значение Черного моря – особенно для России – резко повысилось с начала проведения СВО на Украине. Соответственно, возросла и без того существенная зависимость от турецкой транзитной политики.

Пятикратное давление


В этой связи не исключено, что запланированное пятикратное удорожание «проливного» транзита нацелено и на то, чтобы побыстрее добиваться от РФ каких-либо политических уступок – например, в Закавказье, в отношении Сирии, Северного Кипра, Косово, Иракского Курдистана.

И, возможно, ещё и того, чтобы РФ не повышала цены на поставляемые в Турцию газ и нефть. И не препятствовала стимулированию Анкарой политико-экономической интеграции в рамках Организации тюркоязычных государств, в которой, наряду с Турцией, участвуют почти все страны юга экс-СССР.

Относительно же турецкой военной угрозы – СМИ Турции ещё в середине июня 2022 года сообщали, что в Греции привели армию в повышенную готовность и начали рыть противотанковые окопы на берегу реки Марица, разделяющей Грецию и Турцию на материке. Отмечалось, что проект создания таких рвов был согласован армией с греческим правительством еще в 2010 году.

Однако из-за нарастающей пограничной напряжённости сейчас работы ускорены и завершатся не позже ноября 2022. Усиливаются гарнизоны греческих войск и на Крите, эгейских островах... Непростая ситуация сейчас и на Кипре, как известно, разделённом надвое турецким вторжением ещё в 1974 году.