Весна 45-го. Трампу отпущено полтора года, чтобы обвалить доллар

25.02.2017 11:05

Весна 45-го. Трампу отпущено полтора года, чтобы обвалить доллар Весна 45-го. Трампу отпущено полтора года, чтобы обвалить доллар

Сегодня положение Трампа весьма шатко. Для достижения заявленных целей ему предстоит подавить противников и выполнить огромный объем преобразований, которые должны дать позитивный результат не позже, чем через два с половиной – три года.

В отличие от предшественников президент Трамп, похоже, первый человек в этом качестве, который самостоятельно принимает решения в соответствии со своими представлениями о смысле и целях американской внешней и внутренней политики. То есть это по-настоящему суверенный глава государства США. Конечно же, он опирается на штат советников и аналитиков, учитывает мнения других геополитических акторов и внутренних игроков. Но самое главное – целеполагание Америки он формулирует самостоятельно и действовать будет жестко в интересах исключительно США. Этим он существенно отличается от той же Меркель, которая проводя интересы глобальных теневых игроков и брюссельской бюрократии, часто действует откровенно против своей страны и немецкого народа. Это дает основания с опорой на анализ ситуации внутри США и положения в мире спрогнозировать вероятную стратегию поведения 45-го президента Соединенных Штатов.

Особенности текущего исторического момента применительно к США можно характеризовать как глубокий кризис внутренней и внешней политики. Он стал следствием провала курса на глобализацию, преследующего в конечном итоге построение единого мира (мондиальная модель) в интересах установления полного господства транснациональных финансовых структур, представляющих в основном ростовщический и спекулятивный капитал, слабо связанный или вообще не связанный с реальным сектором производства. В числе важнейших проявлений этого кризиса можно выделить:

1. Состоявшуюся деиндустриализацию, что стало следствием вывода значительной части реального производства в страны третьего мира, в результате чего возникла новая экономическая сверхдержава – КНР. Китайские товары широкого потребления фактически захватили внутренний американский рынок. Можно констатировать, что в этой области Соединенные Штаты частично утратили экономический суверенитет, оказавшись в зависимости от «мировой фабрики». Неизбежный в таких условиях рост госдолга США к настоящему времени превысил сто процентов ВВП. Механизмов, позволяющих остановить этот рост, в существующей американской экономической системе не наблюдается.

2. Сокращение «среднего класса», основы политической стабильности, до критически опасного уровня на фоне усиления имущественного расслоения общества. Дальнейший рост миграции из стран Латинской Америки, Африки, с Ближнего и Среднего Востока в сочетании с опережающей демографией «цветного» населения Америки по сравнению с «белым». При численной сопоставимости тех и других имеет место выраженный имущественный дисбаланс. «Белые» в среднем существенно богаче «цветных». Это привело к резкому обострению социальной напряженности в стране, которая уже выплескивается на улицы в виде массовых протестов, доходящих порой до уровня, когда их можно именовать локальными восстаниями.
 

3. Духовная деградация общества в результате установившегося в стране господства идеологии либерального фундаментализма с фактическим отказом от христианства, место которого занимает конгломерат религиозных течений мистического толка, часто откровенно сатанистских. Двумя важнейшими следствиями этого стали утрата в значительной мере боеспособности ВС США (ныне в своей массе они способны эффективно вести лишь бесконтактную войну, не вступая в непосредственное боевое соприкосновение с противником), а также рост внутренней агрессивности американского общества, что, в частности, выражается в эскалации немотивированного применения оружия против сограждан.

4. Доминирование в политической верхушке сил, связанных с транснациональным финансовым капиталом, вызванный этим раскол в элите из-за откровенного жертвования политическим истеблишментом объективными интересами США ради обогащения и роста влияния транснациональных структур или властных группировок других государств, в частности Саудовской Аравии, Катара.

5. Очевидный провал военно-технической политики, основанной на идее достижения абсолютного превосходства в ущерб текущему оснащению ВС США вооружением и техникой. Итогом стало то, что Китай по своему военному потенциалу уже приблизился к США, составив им в АТР серьезную конкуренцию не только в экономическом отношении, но в военно-стратегическом. При этом получить военные технологии, радикально превосходящие их аналоги в других странах, в частности в России, пока не удалось.

Важнейшие проявления кризиса во внешней политике США:

  • недееспособность НАТО. Это стало особенно очевидным, когда в войне против Ливии авиация альянса демонстрировала низкую эффективность и без американской (палубной и стратегической) достигала весьма скромных успехов. Аналогичная ситуация в Сирии - здесь также главную роль играют именно ВВС США;
  • утрата американскими ВС статуса «непобедимых», особенно после фактического военного поражения США в Ираке и Афганистане. Очень разительно это выглядит на фоне заметных успехов России в Сирии, притом что американское руководство, объявив своей главной задачей борьбу с терроризмом, демонстрирует здесь полное бессилие (понятно, что террористические организации являются инструментом геополитики транснациональных структур и связанных с ними группировок американского истеблишмента, но если объявлена война против них и никаких результатов не достигнуто, это воспринимается как поражение);
  • дискредитация в глазах населения большинства стран идей либерализма и «американского образа жизни», которые воспринимаются только как инструмент порабощения в интересах западных ТНК;
  • сдача позиций в мировой экономике. Китай не только догнал, но и в определенной мере превзошел США.

В целом проводимая в XXI веке геополитика, диктуемая в значительной мере транснациональными структурами, привела к утрате доминирования США в мире, которое они имели по итогам распада СССР и Варшавского договора.

С армией за спиной

Трамп и те слои общества, которые составляют его опору, все это хорошо понимают (естественно, каждая социальная группа в пределах своих интересов и кругозора). Поэтому с учетом публичных заявлений 45-го президента и его команды можно с приемлемой степенью приближения сформулировать общую цель новой политики: восстановление полного суверенитета и всех аспектов мощи США с воссозданием духовного здоровья общества и его консолидацией. Это позволит вернуть статус единственной сверхдержавы, доминирующей во всех отношениях – военном, экономическом и по возможности в духовном. Для достижения этой цели Трампу надо решать следующие основные задачи:

  • сократить влияние транснациональных элит в американском истеблишменте и органах власти, прежде всего федеральной, до уровня, позволяющего проводить политику суверенизации и восстановления мощи США в основных сферах жизнедеятельности;
  • пресечь распространение наиболее разрушительных форм либерального фундаментализма с восстановлением традиционных ценностей, консолидировать общество на идее возрождения США. Обеспечить восстановление позитивного имиджа страны в мире;
  • провести реиндустриализацию с возвращением Соединенным Штатам доминирующего положения в экономике и в мире, и на внутреннем рынке;
  • восстановить военный потенциал до уровня, обеспечивающего бесспорное превосходство над основными конкурентами, прежде всего содружеством России и Китая.

Судя по характеру избирательной кампании и последующих событий (в том числе протестных), возможно оценить состав сил, на которые Трамп сможет опереться при проведении своей политики. Прежде всего это часть истеблишмента, обладающая определенной независимостью от транснациональных элит. В силовых структурах США многие представители (достаточно высокопоставленные) неоднократно выступали против курса, проводимого предшествующими администрациями. За Трампа, естественно, ВПК и большая часть американского реального бизнеса, который кровно заинтересован в реиндустриализации страны. Президент может рассчитывать на поддержку традиционных церквей, наиболее распространенных в стране – католической и протестантской. Социальную базу Трампа и его команды составляет консервативно ориентированная, преимущественно «белая» часть населения США, из числа среднего класса и слоев, рассчитывающих достигнуть достойного положения за счет труда на американских предприятиях реального сектора. То есть инженерно-технические специалисты, рабочий класс, фермерство.

К сильным сторонам команды Трампа можно отнести прежде всего контроль ключевых позиций в системе исполнительной власти США – президентского поста, руководства ВС и спецслужб, а также Госдепа. Это дает чрезвычайно большие полномочия, причем не только во внутренней политике США, но и в глобальном масштабе. Важный козырь Трампа тот, что он отражает объективные интересы подавляющей части личного состава силовых структур, особенно офицерского корпуса. Это позволяет ему рассчитывать на поддержку спецслужб и ВС США по идейным основаниям в его противостоянии с транснациональными элитами и их ставленниками в американской политике, в том числе и из среды руководства силовых ведомств. В полной мере это произойдет если не немедленно, то в ближайшей перспективе, когда среднее и низшее звенья этих организаций осознают, что политика Трампа объективно отражает их интересы.

К слабым сторонам команды нового президента следует отнести в целом враждебное отношение к его политике со стороны законодательных органов (конгресса, сената) и части судебной власти, отсутствие эффективного контроля над финансовой системой США, доминирование его противников в западных СМИ, а также в среде шоу-бизнеса и новой информационной экономики, естественным образом космополитически ориентированных.

Противники Трампа – прежде всего ТНК и их представители в политическом истеблишменте США и других стран, в первую очередь европейских. По идейным и религиозным основаниям 45-му президенту оппонируют сторонники различных форм либерального фундаментализма, а также деструктивных течений (такие, например, как сатанисты и всевозможные сексуальные меньшинства). Социальной базой этих сил являются слои, относительно слабо связанные с национальными государствами: занятые в финансовой сфере, виртуальной и IT-экономике, шоу-бизнесе, а также значительная часть «цветного» населения Америки. К сильным сторонам оппозиции можно отнести доминирование в информационной и финансовой сферах США и мира, а также в законодательной ветви власти США, способной заблокировать инициативы президента. Важнейшее слабое место этих сил – дискредитация в глазах большинства населения США и других стран идей фундаментального либерализма и глобализации, что не позволяет им при проведении своей политики использовать полноценные идеологические инструменты. Это в определенной мере нивелирует их превосходство в информационной сфере. Ключевой аспект, снижающий возможности противников Трампа в противодействии его политике, – неоднократно продемонстрированный дефицит интеллекта в центрах управления реализацией замыслов транснациональных структур, а также слабая мотивация социальной базы.

Сильные и слабые стороны оппонентов диктуют возможные способы их действий. Это должны быть относительно простые технологии, желательно хорошо отработанные и локально реализуемые. Например, покушения на убийство, массированные информационные атаки по частным поводам, блокада проведения инициатив президента через конгресс и сенат, саботаж и диверсии, направленные на ухудшение финансового положения в стране, вбросы по существующим и несуществующим фактам, дискредитирующим Трампа как человека, бизнесмена и политика, различные провокации, инициирование по этим основаниям разбирательств с прицелом на импичмент.

Поскольку США – столп западной цивилизации, определяющий в решающей мере все ее развитие, успехи 45-го президента могут привести к существенному ослаблению влияния (а возможно, к краху) транснациональных финансовых структур в мире в целом. В Европе начнут приходить к власти свои трампы. Поэтому для транснациональных финансовых элит (которые ощущают себя «личностями мира») более приемлемо разрушить США (с перебазированием в другую страну), чем допустить успех 45-го.

Конечная цель стратегии антитрамповских сил очевидна: отрешение президента от власти любым способом. Причем это должно состояться прежде, чем его политика принесет позитивные плоды. То есть в пределах двух-трех лет. Сроки сжатые, поэтому придется сочетать решение разных задач. На первом этапе будет готовиться база для его отстранения путем импичмента. Основными методами станут сбор необходимого компромата и демонизация Трампа как личности, дискредитация его политики в СМИ, саботаж инициатив, особенно имеющих основания на успех, дестабилизация общества, инициация центробежных процессов среди американских штатов вплоть до референдумов за выход из США. Целью следующего этапа будет, вероятнее всего, собственно отстранение Трампа от власти вынесением импичмента. На более сложный сценарий у оппонентов, похоже, нет времени и организационных возможностей. При этом вариант устранения путем покушения на убийство может состояться в любой момент, если предотвратить реализацию его политики за счет различного саботажа не удастся.

В случае неудачи с импичментом или покушением при успехе в суверенизации США, а также активации аналогичных тенденций в Европе существует реальная возможность инициирования транснациональными финансовыми элитами процессов распада США.

Сказанное предопределяет стратегию деятельности Трампа по решению основных политических задач. Стиль его деятельности, вероятно, будет напоминать работу кризис-менеджера крупной корпорации.

Американские мечты

На первом этапе он скорее всего сосредоточит основные усилия на ослаблении влияния транснациональных элит на экономику и политику США, а также на создании благоприятных условий для последующей реиндустриализации, стабилизации социально-политической ситуации в стране. Приоритетами этого этапа могут стать:

  • разрушение правовых механизмов контроля над США со стороны транснациональных элит путем вывода страны из союзов и договоров, реализующих политику глобализации и усиливающих власть ТНК, даже ценой утраты существенной части американских геополитических успехов предшествующих этапов. Этим, в частности, можно объяснить отказ от Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств, признание НАТО неэффективной и устаревшей организацией (что в сущности верно), а ведь речь о важнейших инструментах американского доминирования в Европе и АТР, обеспечивающих США огромные экономические выгоды. Предлагаемая Трампом замена этих всеобъемлющих союзов парными договорами позволит лишь частично компенсировать потери;
  • уничтожение или взятие под контроль силовой компоненты власти транснациональных элит – различных международных военизированных (террористических) организаций;
  • формирование устойчивого ядра своих сторонников в сенате и конгрессе США, устранение (насколько это позволяет законодательство) своих противников из судебной ветви власти;
  • усиление контроля над информационной сферой США до уровня, при котором оппоненты будут лишены доминирования;
  • создание законодательной и идеологической основы реиндустриализации США;
  • укрепление влияния в спецслужбах и ВС США с вытеснением из них сторонников транснациональных элит.

Будут предприниматься меры по созданию условий для решения задач на последующих этапах, в частности формироваться благоприятная геополитическая конфигурация путем публичной фиксации противников и союзников, разрушения дипломатическими и иными методами опасных для США дружественных отношений между другими государствами. Так, например, следует ожидать попыток осложнить отношения России с Ираном и Китаем.

С учетом исключительной сжатости сроков для столь масштабных задач надо полагать, что этот первый этап (который исходя из целей следует назвать этапом укрепления власти) займет до года. Наиболее важные задачи могут быть решены уже к середине лета.

При благоприятном завершении первого этапа Трамп сможет перейти к построению новой системы отношений внутри страны и на международной арене, необходимых для дальнейших действий по восстановлению американского доминирования. Приоритетами этого этапа могут быть:

1. Выстраивание договорных отношений (вероятно, парных, чтобы исключить влияние транснациональных элит) со странами западной цивилизации и другими традиционными союзниками, ныне входящими в различные блоки, в том числе в НАТО. Значение «старых» блоков в этой системе отношений будет снижаться.

2. Разрушение союзных и дружественных связей между конкурентами и противниками США с доведением дела до конфликтов различного уровня, что позволит в дальнейшем громить одних руками других. Одним из инструментов этих действий будет показательное объявление одних стран врагами США и намеки другим о возможности сотрудничества.

3. Поддержка явная и скрытая трампистов, то есть правых и радикально правых сил, отражающих интересы национальной буржуазии и традиционалистских слоев населения в странах Западной Европы.

4. Формирование в странах – конкурентах США подконтрольной политической оппозиции.

5. Создание законодательной базы для вытеснения продукции стран-конкурентов, прежде всего Китая, с рынков США.

6. Развертывание программ по закупкам новой боевой техники для перевооружения ВС, а также спецслужб. Весьма вероятно проведение глубоких реорганизационных мероприятий для повышения боеспособности армии США в новых условиях, в частности для борьбы с иррегулярными формированиями партизанского типа. Следует ожидать существенного усиления структур, ответственных за ведение информационного противоборства в США и в глобальном масштабе.

7. Инициирование реиндустриализации США, в том числе за счет военных закупок.

8. Подавление оппонентов Трампа до уровня, когда они станут неспособны оказывать эффективное противодействие проводимому им курсу, с применением всего комплекса мер, включая силовые и судебное преследование.

9. Формулирование новой модели «американской мечты», альтернативной либеральному фундаментализму, с распространением как национальной идеи среди населения США и как инструмента духовного влияния за рубежом.

В этот период весьма вероятна попытка Трампа провести национализацию всей финансовой системы США, прежде всего исключить доминирование ФРС США, которая, будучи частной организацией, является единственным эмитентом национальной валюты. Такие действия могут привести к чрезвычайному обострению социально-политической и экономической ситуации в стране, почти гарантированно спровоцируют попытки покушения на Трампа. Однако только такой шаг позволит избавить США от значительной части внутренних государственных долговых обязательств и уничтожит один из важнейших механизмов их дальнейшего накопления. По оценкам авторитетных экономистов, Трамп может пойти на выпуск новой американской валюты с упразднением ранее выпущенных долларов или радикальным их ослаблением. Это девальвирует активы многих граждан и государств, что приведет к глобальному кризису, который также углубит внутренний раскол, а также резко обострит отношения с другими государствами. Доллар утратит статус надежной валюты.

В ходе этого же этапа можно ожидать, что Трамп пойдет на активное сотрудничество, в первую очередь с Россией, для борьбы с террористическими организациями. При этом острие будет направлено исключительно на уже дискредитировавшие себя организации, такие, например, как запрещенные в России «Аль-Каида» и ИГ. Другие, которые можно переформатировать и взять под контроль, будут признаваться «умеренными» и выводиться из-под ударов.

На все эти действия при ограничении четырьмя годами президентства и необходимости к новым выборам предъявить американскому обществу заметные позитивные результаты остается не более полутора лет. Успех на этом этапе позволит перейти к более решительным действиям. В оставшиеся полтора года Трамп может пойти на применение масштабных санкций, в том числе против Китая и других объявленных им противников США. Вероятны попытки «цветных революций», прямое применение военной силы в локальных точках мира, в частности в Африке для вытеснения оттуда Китая, который активно внедряется на Черный континент.

Продолжительность президентского срока Трампа, необходимость получения им заметных положительных результатов не позже, чем за полтора года до новых выборов при масштабе заявленных преобразований, предопределяют исключительно напряженный график деятельности. Риск задержек в выполнении намеченных мероприятий при столь мощном сопротивлении чрезвычайно велик. Соответственно может посыпаться вся программа Трампа. Сохраняется возможность того, что он будет вынужден отойти от заявленных целей и «склониться» перед транснациональными элитами. Нельзя исключить возможность его устранения покушением или импичментом. ТНК и их лобби в американском истеблишменте могут пойти даже на инициирование центробежных процессов в американском обществе с возможностью распада США после выхода из них отдельных штатов, к чему готовится Калифорния и в любой момент может приступить Техас.

Но не надо радоваться американским бедам и тем более ожидать распада США. И не следует питать иллюзий относительно Трампа. Те силы, чьи интересы он отражает, стремятся к глобальному доминированию, отличаясь от предшественников лишь моделью: демократы – за мондиальный мир, где господствует транснациональная финансовая элита, а трамписты – за монополярный, в котором властвует элита американская. В первом варианте предполагается фактическое упразднение суверенитета всех государств, включая и американское, а во втором – полноценный суверенитет остается только у США. Естественно, в монополярной модели мира не остается места для власти нынешних транснациональных элит, чем и обусловлена ярость нападок на Трампа. Надо заметить, что для России оба варианта в конечном итоге губительны. Так что и при Трампе США остаются нашим геополитическим врагом. Однако возникает возможность тактических альянсов с США по решению частных проблем, по борьбе с общими врагами. При этом надо помнить, что идя на сотрудничество с Соединенными Штатами, нельзя терять стратегических союзников, в частности не допустить ради «дружбы с США» ухудшения отношений с Китаем и Ираном.

 

Константин Сивков,
член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук