Выборы в Южной Осетии: кто есть кто в осетинской политике
24.02.2022 09:47
Выборы в Южной Осетии: кто есть кто в осетинской политике
Флаг Республики Южная Осетия. Иллюстрация: открытые источники
Для Российской Федерации и ее лидера Владимира Путина, всех конструктивных политических сил Южная Осетия – геополитический форпост России. В 2008 г. воины России и Южной Осетии снова отстояли независимость и предотвратили очередную попытку геноцида осетинского народа со стороны неонацистских властей Грузии. Россия признала Южную Осетию суверенным государством, открыв новую главу в истории осетинского народа.
В информационном шуме может быть сейчас всякое, идут войны компромата, причем с такими лживыми обвинениями и оскорблениями, что можно задаться вопросом, собираются ли участники таких «баталий» дальше жить вместе в одной стране? Достойны ли такие «информационные компании» и сопутствующий им тон вообще осетин? Народа, который дал миру таких великих людей, как Коста Хетагуров, Исса Плиев, Хаджи-Умар Мамсуров, Гайто Газданов, Валерий Гергиев… этот список достойных можно продолжать и продолжать, решать самим осетинам.
Государственность Южной Осетии после войны 2008 г. переживала достаточно кризисные периоды, от них никто не застрахован. Здесь достаточно вспомнить проблемный период президентства Эдуарда Кокойты. Сюда же можно отнести политический кризис июня 2011 г. и последующие скандальные выборы. Здесь сошлемся на публикацию газеты «Московский комсомолец» от 15 июня 2011 года: «Сотрудники Госохраны и Минобороны республики ворвались в зал заседаний парламента и потребовали от депутатов немедленно внести поправки в Конституцию, позволяющие действующему президенту Эдуарду Кокойты баллотироваться на третий срок. Депутаты отказались, ссылаясь на нарушение регламента, после чего военные блокировали их в здании парламента. На момент подписания номера законодатели все еще находились в блокаде. Действиями силовиков руководили два заместителя министра обороны РЮО — Ибрагим Гассеев и Игорь Алборов, а также начальник Госохраны республики Геннадий Кокоев».
Попытки Кокойты вернуться в политику в качестве президента Южной Осетии не встретят в России ни одобрения, ни поддержки. Автор помнит беседу в октябре 2016 г с послом РФ в Республике Южная Осетия Эльбрусом Каргиевым и те оценки, которые он давал итогам данного президентства, за то время как он стал послом России и вплоть до отставки Кокойты в 2011 г. были не комплементарными. Эта встреча была не один на один, там присутствовала небольшая российская делегация и сотрудник посольства, все этот разговор помнят.
Людям свойственно забывать плохое и помнить хорошее, создавая идеализированный образ политика. Однако документы, хранящиеся у российских контролирующих и даже следственных структур, касающиеся специфики расходования средств, выделенных на восстановление Южной Осетии после войны 2008 г., в период президентства Кокойты, могут освежить память. Впрочем, на данном этапе ЦИК Южной Осетии отказал в регистрации инициативной группе по его выдвижению.
Можно вспомнить еще и события так называемой «Снежной революции», политического кризиса в связи с президентскими выборами ноября 2011 г., в разрешение которого пришлось вмешиваться уже российской стороне как гаранту безопасности Республики Южной Осетии.
В условиях современных рисков и вызовов России необходима стабильность власти и политических процессов. Тем более что мы все видим, как обострились глобальные политические угрозы, агрессия руководимой США Украины на Донецк и Луганск, рост мировых рисков. В этих условиях для России важна стабильность, ответственность, эффективность политики. С этой точки зрения оцениваются кандидаты на пост президента Республики Южная Осетия. Всех рассматривать не буду, много откровенно фоновых фигур, напишу о тех, кто вызвал определенный интерес.
У Ибрагима Гассиева в пассиве попытка силовой политики в 2011 г. Хотя, конечно, есть и определенные заслуги, но тот случай в России не забыли.
Давид Санакоев: на него, как и вообще на представителей парламентской оппозиции, в России обратили внимание. В частности, на логику и характер действий с заблокированным бюджетным процессом, когда пострадать должны были все бюджетные и социальные направления, вплоть до не выплаченных пенсий и зарплат, остановки проектов, связанных с обеспечением безопасности, здравоохранением, образованием, культурой. Но выводы сделали абсолютно не такие, как бы оппозиционерам хотелось, а крайне негативные. Российскую сторону шокировали действия оппозиции по принципу «чем хуже, тем лучше», направленные на то, чтобы спровоцировать в республике острый социальный кризис и создать условия для «майданного» выступления против действующего президента Анатолия Бибилова, подставив тем самым и российскую сторону.
Письмо 14 депутатов вице-премьеру России Марату Хуснуллину от 14 января 2021 года с фактическими угрозами, что взаимодействие России с нелегитимным, по мнению Санакоева, но легитимным, по мнению руководства России, правительством Республики Южная Осетия негативно скажется на союзнических отношениях Южной Осетии и России, не добавило политических очков не только лично Санакоеву, но и всем, кто это письмо подписал. Такой демарш в России был оценен как неадекватность и шантаж. Это очень хорошо запомнили соответствующие российские структуры. Даже если к таким политикам и был когда в России интерес, то теперь его нет, как и желания с ними сотрудничать.
Вообще-то, попытки достаточно странной переписки с российскими органами власти с непонятными требованиями и фактическим ультиматумом, юридическая война по поводу и без, блокирование принятие бюджета, угрозы какими-то уличными протестами, наводит российские власти на мысль. Не пользуются ли сторонники подобных методов теме же методичками, что в свое время использовал Михаил Саакашвили и авторы бандеровского майдана на Украине?
Насчет публикаций и дискуссий о возможности уличных протестов, «майданной революции» и тому подобного. В Сухуме в период с 27 января по 5 февраля проводились совместные антитеррористические учения СГБ Абхазии и ФСБ России. Целью учений была отработка совместных силовых действий по ликвидации попытки государственного переворота. Результаты учений показательны и актуальны не только для Абхазии.
Удачный переворот, например, когда легитимного президента заставили написать заявление об отставке и в кресло сел «лидер народного протеста», не будет признан Россией. Пришедший подобным способом новый «президент» – это не глава государства, с которым нужно договариваться и выстраивать отношения, а террорист, и те, кто его поддержат, с точки зрения России, уже не оппозиционеры, а террористы. Соответственно, с нелегитимной властью не будет никакого сотрудничества ни в чем, и никакого финансирования их «правительства». Поддержка будет оказана только законно избранной власти в рамках легитимных процедур. Вся политическая борьба и смена власти только в рамках закона.
Политический курс Бибилова полностью соответствует тем базовым ценностям, которым следует лидер России. Это стабильность и ответственность. Уже достаточно четко показано, что политические силы, от которых зависит политика России в отношении Южной Осетии, поддерживают политический курс Бибилова. С его президентством связаны надежды на успех и развитие политики стратегического сотрудничества наших братских государств.
Безусловно, найдутся желающие рассказать о многих частных проблемах и недоработках, но все сразу не делается. То, что уже сделано в период президентства Бибилова – достойно уважения.
Автор: Максим Васьков
Источник:
Выборы в Южной Осетии: кто есть кто в осетинской политике