Японский тупик: туманное будущее двухсторонних отношений с Россией

27.04.2023 18:58

Японский тупик: туманное будущее двухсторонних отношений с Россией Японский тупик: туманное будущее двухсторонних отношений с Россией

Правительство Японии 31 марта ещё на год лишило Россию торгового статуса «наиболее благоприятствуемой нации». Импорт из РФ будет облагаться более высокими пошлинами как минимум до конца марта 2024 года. Потом, скорее всего, эту санкцию снова продлят. Тем не менее торговое взаимодействие между государствами все ещё осуществляется не в последнюю очередь из-за нежелания Токио лишаться дешевых энергоносителей из РФ.

В самой России на это смотрят по-разному: одни эксперты предлагают сохранить тот товарообмен, что ещё осуществляется между странами. Другие полагают, что надо рубить с плеча и «отрезать» для Токио газ и нефть из РФ до тех пор, пока японцы не снимут введенные ранее ими санкции.

А как оценивают перспективы двухсторонних отношений сами японцы?

Список пополняется

В течение всего прошлого года отношения России и Японии неуклонно ухудшались: Токио вводил всё новые санкции, Москва по мере возможностей отвечала. Это противостояние сохранилось и в 2023-м: 25 февраля премьер-министр Фумио Кисида, находясь на саммите G7, объявил о новых дополнительных санкциях против России. Он предупредил, что свыше 120 физических лиц и организаций из России будут вновь подвергнуты замораживанию активов. А 28 февраля Токио сообщил, что замораживает активы 39 человек и 73 организаций. В числе подпавших под эти санкции оказались замминистра обороны РФ Виктор Горемыкин, секретарь Совбеза Чечни Турпал-Али Ибрагимов, глава концерна «Калашников» Алан Лушников, а также ряд российских заводов, группа «Вагнер» и Росбанк.

Одновременно японцы не забывают пополнять список товаров, запрещённых к экспорту в Россию. «Казалось бы, в торговле Токио уже запретил экспорт в нашу страну практически всю номенклатуру закупавшихся Россией товаров. Недавно перечень запрещённых товаров пополнился вакцинами, медицинским оборудованием, роботами, радиоактивными материалами, оборудованием для атомных объектов, разведки нефти и природного газа. Однако японский премьер изыскивает все ещё оставшиеся не под санкциями предметы экспорта, представая в нелепом и смешном виде. Ибо так Кисида запретил продавать русским не только высокотехнологичную продукцию, но и… детские игрушки», – иронизирует профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин.

В новый перечень продукции, экспорт которой в Россию прекращен с апреля, входят сталь, алюминий, самолеты, беспилотники, электро- и оптическое оборудование (фототехника, бинокли). «Демонстрируя нежелание иметь что-либо общее с русскими, японские власти продлили ещё на год лишение РФ статуса наиболее благоприятствуемой нации в торговле. Импорт из России облагается повышенными тарифами. Например, ранее были повышены пошлины на ввоз из России древесины с 4,8 до 8%, лосося и икры с 3,5 до 5%, краба с 4 до 6%. Токио целенаправленно понижает конкурентоспособность наших товаров. При этом, запрещая приобретать в Японии необходимые товары, японское правительство беспринципно продолжает импортировать российский СПГ и заключать соглашения о рыболовстве», – подчёркивает А. Кошкин.

Действительно, 31 марта в Токио сообщили, что ещё на год замораживают прежде действовавший в отношении России режим «наиболее благоприятствуемой нации». Он давал преференции, без которых, в соответствии с правилами Всемирной торговой организации, оказались повышены тарифы на импорт множества товаров из России. Всего, по данным российского Минфина, повышение тарифов коснется 10% импорта из России в Японию. Однако – что очень характерно! – тарифы на сырую нефть, сжиженный природный газ, уголь и палладий не пострадают, поскольку изначально они являются беспошлинными.

Глава аналитического управления по глобальным рынкам инвестиционной компании Fontvielle Артур Мейнхард уточняет, что на конец 2021 года доля Японии во внешнеторговом обороте с Россией составляла 2,53% (19,9 млрд долларов). «Если РФ в основном поставляет в эту азиатскую страну энергоресурсы, от которых японцы так и не могут отказаться, то сама Япония направляет в РФ транспортные средства, оборудование и продукцию химической промышленности. Текущий отказ от поставок компонентов для авиации, космической отрасли, производства БПЛА, изделий из стали и алюминия, игрушек носит незначительный характер во внешнеторговом обороте», – отмечает А. Мейнхард.

В свою очередь, гендиректор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель констатирует, что, в то время как доля Японии в товарообороте России в 2022 году составила порядка 20 млрд долларов, торговля РФ с Китаем превысила порог в 190 млрд. «Сокращение поставок по отдельным позициям не скажется на благосостоянии российской экономики. Все необходимые аналоги можно получить у других стран, охотно торгующих с Россией, в первую очередь у Китая. Оригинальные товары могут ввозиться в страну в рамках параллельного импорта, который за прошедший год развился и стал вполне эффективным», – считает С. Гебель.

Могут запретить и подержанные автомобили…

Тут следует отметить, что, несмотря на тотальную порчу двусторонних отношений в прошлом году, российско-японский товарообмен продолжает осуществляться – и более чем активно. По данным правительства Японии, импорт российских товаров в 2022 году составил 1,97 трлн иен (15 млрд долларов). Между прочим, это на 26,9% больше, чем в предыдущем году – такой показатель объясняется ростом цен на энергоносители, взлетевших на фоне перебоев в поставках. Соответственно, более 68% от указанной суммы приходится именно на энергоносители. Японский же экспорт в РФ сократился на 29,8% – до 605 млрд иен (около 4,7 млрд долларов).

Япония и сейчас проявляет живейший интерес к российским энергоресурсам. 3 марта появилось известие о том, что Токио – впервые за восемь месяцев! – решил возобновить закупки нефти в РФ. Летом прошлого года Япония перестала покупать российскую нефть после того, как в конце весны переработчики ENEOS и Idemitsu Kosan не стали заключать контракты с РФ. Теперь поставку приняла компания Taiyo Oil – и в распоряжение японских предприятий отправились 747 тысяч баррелей нефти с проекта «Сахалин-2». Тут стоит оговориться, что главным поставщиком нефти для этого государства остается Ближний Восток, доля нефти оттуда составляет в японском импорте 94,4%. Но и окончательно отказываться от российской нефти, тем более находящейся у них практически под самым боком, японцы не хотят.

А что сейчас покупают в Японии россияне? После начала спецоперации на Украине вырос российский импорт подержанных японских автомобилей. В 2022-м из-за санкций продажи новых западных автомашин в России упали по сравнению с предыдущим годом на 60%. «Многие автопроизводители, в том числе японские компании, такие как Toyota и Nissan, а также немецкий Volkswagen и французский Renault, в прошлом году решили уйти из России. Россия импортирует много новых автомобилей из Китая, но, похоже, отсутствие продаж новых автомобилей существенно компенсируется импортом подержанных автомобилей. По данным JETRO и Reuters, больше всего подержанных автомобилей, ввезенных в Россию в 2022 году, было произведено в Японии – до 80% от общего количества ввезенных вторичных импортных автомашин с пробегом по состоянию на лето прошлого года», – пишет японское издание Mainichi Shimbun.

Введённый в прошлом году Японией запрет на экспорт в Россию ограничивается «предметами роскоши», а в случае легковых автомобилей – машинами стоимостью более 6 млн иен. «Высокий курс рубля по отношению к падающей иене сильно облегчает россиянам приобретение подержанных японских автомобилей. Они для них получаются дешевыми. Несмотря на то, что крупные российские банки были в связи с санкциями исключены из международной платежной системы SWIFT, никаких препятствий для сделок между японскими и российскими дилерами подержанных автомобилей не возникает. Основным маршрутом экспорта подержанных автомобилей из Японии в Россию являются российские суда, следующие из нескольких портов, расположенных в префектуре Тояма, обращенной к Японскому морю, во Владивосток на российском Дальнем Востоке», – отмечает Mainichi Shimbun.

Однако сейчас пошли разговоры о том, что Япония может запретить и экспорт в Россию подержанных машин. Это произойдёт в том случае, если G7 примет решение о пересмотре санкций в отношении РФ и утвердит почти полное эмбарго на поставку всех товаров. Тогда под ограничения могут попасть также и японские шины, косметические товары, одежда. Решение об изменении санкционного режима будут обсуждать на саммите «Большой семерки», который состоится 19-21 мая в Хиросиме.  Там обговорят возможность внедрения новой концепции усиления давления на Россию – введения списка товаров, разрешённых к экспорту в РФ (сейчас действует список запрещённых).

Есть ли перспектива?

Нельзя не отметить явную нелогичность действий Японии, которая, впрочем, объясняется её положением страны несамостоятельной, зависимой от США. С одной стороны, Токио с энтузиазмом вводит всё новые антироссийские санкции, с другой – жалуется на ответные действия Москвы. Так, особенно чувствительным для японцев стал отказ России от консультаций с Токио по поводу рыбного промысла около четырёх южных Курильских островов. Генеральный секретарь правительства Японии Хирокадзу Мацуно пытался настаивать на проведении этих переговоров, чтобы его соотечественники могли бы начать промысел в российских водах в нынешнем году. «Меры, принятые Россией, являются неприемлемыми. Правительство Японии настаивает, чтобы Россия согласилась на проведение межправительственных консультаций, чтобы можно было начать промысел в кратчайшие сроки», – подчеркнул Мацуно на пресс-конференции. А депутат от Либерально-демократической партии Такако Судзуки назвала вопрос промысла в районе Курил «вопросом жизни и смерти для японских рыбаков». Министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Тэцуро Номура отметил, что «рыбный промысел в районе северных территорий является очень важным для экономики региона, а также для Японии».

Встает закономерный вопрос: а что такого существенного в Токио готовы предложить Москве, чтобы получить разрешение на возобновление промысла в районе Курил? Похоже, что ничего, по крайней мере на данный момент. Однако надо отметить, что в японской элите до сих пор есть люди, дискутирующие о том, что можно было бы сделать ради восстановления отношений. Одним из них является профессор Высшей школы политологии университета Рицумэйкан Масато Камикубо. Он полагает, что Фумио Кисиде не стоило недавно ездить в Киев и дарить там Владимиру Зеленскому ритуальную ложку для риса, поскольку куда более продуктивным был бы визит в Москву. «Несмотря на все сложности в отношениях, в России всё же возлагают определённые надежды на сотрудничество с Японией на Дальнем Востоке – хотя бы как на противовес потенциально опасному китайскому присутствию. Следует вспомнить о том, что при администрации Синдзо Абэ был запущен План совместной российско-японской хозяйственной деятельности, затрагивающий энергетику, медицину и здравоохранение и в целом развитие Дальнего Востока. Считается, что Москва позволила Токио сохранить свои интересы на Сахалине, потому что существует риск того, что весь Дальневосточный регион внезапно станет "китайским кварталом", если он попадет в руки Пекина» – так Камикубо передает взгляды прагматиков в японской элите, которые хотели бы сохранить сотрудничество с Россией.

Двойственность взглядов на Россию, характерных сейчас для Токио, транслирует политический обозреватель, член редакционного совета издания Mainichi Shimbun Такаси Таникава. По его мнению, японцы должны сохранять своё участие в российских энергетических проектах на Сахалине. «Даже когда ситуация становится более нестабильной, необходимы настойчивость и изобретательность, чтобы не прерывать последовательно осуществлявшихся до сих пор усилий в двусторонних отношениях. Для этого Японии нужна основательная стратегия по России», – настаивает Таникава. Это – с одной стороны. С другой – он согласен с тем, что, дабы как можно скорее закончить вооруженный конфликт на Украине, нужно вводить всё новые санкции против России.

Понятно, что при таких взглядах российско-японские отношения обречены на дальнейшую деградацию. И Москве ничего не остаётся, как замещать японские товары, подпавшие под санкции, за счет наращивания товарооборота с Китаем.