Запад провоцирует разногласия в ЕАЭС: под прицелом – Казахстан и Армения
26.03.2024 09:30
Запад провоцирует разногласия в ЕАЭС: под прицелом – Казахстан и Армения
Но вместо того чтобы проводить прогрессивные, нацеленные на развитие внутри своей англосаксонской системы реформы, они не нашли ничего лучшего, чем попытаться разрушить или хотя бы внести сокрушительный разлад в работу интеграционных группировок стран постсоветского пространства.
На этот раз в качестве мишени страны силящиеся претендовать на мировое господство выбрали Евразийский экономический союз. И вот уже многочисленные интернет-издания, в том числе и не имеющие никакого отношения ни к политике, ни к экономике и только вчера узнавшие о существовании аббревиатуры ЕАЭС, запестрели яркими заголовками, гласящими об объявлении Казахстаном торговой войны другому члену Союза – Кыргызстану.
Ну и, как обычно, в первых рядах все тот же незабвенный Forbes.kz, который на центральной полосе поместил статью с громким апокалипсическим названием «Торговые барьеры: решение Казахстана нанесёт урон экономике Кыргызстана».
При ближайшем рассмотрении оказалось, что столь дерзкий заголовок подразумевает под собой банальный обзор зарубежной прессы о Казахстане, где большинство статей не имеет никакого отношения к этой острой проблематике (например, «Первый фестиваль горных курортов Евразии стартовал на "Роза Хутор"» и т. п.).
Тем не менее подобные нестыковки совсем не смущают заказчиков таких материалов в их горячем порыве внести сумятицу в сознание простого обывателя и внедрить ту мысль, что некогда дружественные народы якобы пошли по скользкому пути полного разрыва многолетних отношений, несмотря на наблюдающееся продуктивное сотрудничество во всех сферах.
Так, исходя из заявленной в прессе информации, Астана и Бишкек находятся «на пороге торговой войны», поскольку Казахстан намерен с 1 июля этого года ввести запрет на выпуск в обращение продукции, которую сертифицировали или лицензировали в Кыргызстане. По оценке Астаны, около 40% лицензий в Кыргызстане получают казахстанские фирмы и во многих случаях речь идет о так называемых «серых» сертификатах: только за 2023 год аннулировали более 300 «серых» сертификатов, выданных в Бишкеке. Иначе говоря, несовершенство системы сертификации в Кыргызстане даёт лазейку бизнесменам, которые хотят производить некачественную продукцию, продавать ее по «серым» лицензиям и не нести за это ответственность.
При этом местные эксперты предполагают, что претензии казахстанских госорганов вряд ли ухудшат отношения между двумя странами и не приведут к экономическому конфликту. Что же касается политической подоплеки, то «вряд ли она будет иметь место в обостренной форме: у нас разные ситуации возникали с Кыргызстаном, в том числе и по соблюдению фитосанитарных норм, но все они заканчивались определенным урегулированием. Надо понимать, что в первую очередь Бишкек должен быть заинтересован в разрешении данной проблемы в позитивном русле».
Между тем подобная инициатива казахстанского правительства о запрете на ввоз продукции кыргызского производства стала крайне тревожным звонком для Бишкека, который стремится к достижению компромисса с казахской стороной в вопросе торговли и призывает Астану не вводить в силу постановление, ограничивающее импорт лицензированных в КР товаров, поскольку «это ни к чему хорошему не приведёт: будет страдать бизнес обеих стран. Кроме того, этот проект постановления может расцениваться как препятствие, имеющее признаки барьера».
В качестве мер борьбы с «серыми» сертификатами, выданными аккредитованными органами по сертификации КР, Бишкеком разработан и подписан совместный план мер Министерства экономики и коммерции КР и Министерства торговли и интеграции РК по борьбе с недобросовестными субъектами аккредитации. Также принято соответствующее постановление Кабинета министров КР, согласно которому уполномоченным органом по регистрации деклараций о соответствии экспортных товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС будет являться единый орган сертификации «Кыргызстандарт».
Кроме того, проведён государственный надзор за органами по сертификации, на шесть из них наложен штраф на сумму 1 млн 560 тысяч сомов, у восьми приостановлены аттестаты аккредитации и отменены действия документов об оценке соответствия выданных с нарушениями.
По словам представителей органов власти Кыргызстана, «действия Казахстана могут говорить о грубом нарушении или непризнании принятых в рамках ЕАЭС регламентов, в основе которых всегда лежит унификация всех экономических процессов и параметров внутри единого пространства ЕАЭС, а торговое законодательство всех стран-участников подпадает под это требование в первую очередь».
И действительно: данный сложнейший вопрос должна урегулировать Евразийская экономическая комиссия как исполнительный и регулирующий орган функционирования ЕАЭС.
Однако очевидно, что коллективным Западом преследуется совершенно иная цель: не решать эту проблему в конструктивной плоскости, а, наоборот, разными способами и методами подтолкнуть Астану к эмоциональным невоздержанным выпадам в публичном пространстве не только в адрес Кыргызстана, но и всех участников ЕАЭС.
Тем более что все эти события удивительным образом совпали с теперь уже «легендарным» заявлением премьер-министра Армении Никола Пашиняна (к слову, председательствующего в этом году в ЕАЭС) о планируемом им референдуме на тему гипотетического вступления в Евросоюз (как будто кавказскую страну туда кто-то приглашает), что тем не менее вряд ли совместимо с дальнейшим пребыванием страны в ЕАЭС. Вдобавок Армения уже заморозила участие в Организации Договора о коллективной безопасности под каким-то там надуманным, нелепым предлогом.
Несомненно, такие громкие декларации главы армянского правительства с высоких трибун по поводу возможного членства в ЕС не могут не услаждать слух коллективного Запада.
Вместе с тем, по мнению большинства авторитетных аналитиков, это дорога в никуда, так как в целях дальнейшего сближения с Евросоюзом Еревану предстоит осуществить грандиозное переформатирование страны не только в части приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и нормами, но и по проведению масштабных перемен в социально-экономической сфере, руководствуясь «либеральными европейскими ценностями» (защита прав человека, ЛГБТ-сообщества, гендерное равенство и пр.).
Памятуя об опыте Молдавии, Украины и Грузии, которые десятилетиями идут по призрачному пути вхождения в ЕС, совершенно очевидно, что для Армении это также окажется крайне долгим и трудоёмким процессом, тем более что при этом нереально «усидеть на двух стульях», будучи одновременно членом и евразийского, и европейского интеграционных объединений.
Между тем известно, что членство в ЕАЭС даёт Армении немало преимуществ: так, в течение 5 лет, с 2018 по 2022 год, она демонстрирует наиболее высокий прирост ВВП среди участников ЕАЭС. На 8,3% увеличился по итогам 2023 года ВВП Армении против прогнозируемых ранее 7,5%. На 39% вырос её товарооборот с другими государствами ЕАЭС, достигнув 7,8 млрд долл., из которых 4,4 млрд долл. приходится на Россию – главного торгового партнёра Армении. На 40,8% увеличился в 2023 году армянский экспорт в страны ЕАЭС, на 37,5% – импорт с территории Союза.
И подобное наращивание национальной экономики в рамках Евразийского союза наблюдается не только у Армении, но и у других стран-членов этой организации.
Стоит хотя бы привести статические данные основных социально-экономических показателей Евразийского экономического союза за прошлый год, в котором был отмечен рост: промышленного производства на 3,7%; объема выполненных строительных работ на 8,6%; оборота розничной торговли на 6,6%.
Валовой внутренний продукт за 2023 год составил 2 391,9 млрд долл. – 103,8% к уровню 2022 года. Грузооборот за этот период вырос в Кыргызстане (на 8,2%) и в Казахстане (на 3,1%). Пассажирооборот за этот период увеличился: в Армении на 63,3%; в России на 12,8%; в Казахстане на 10,3%; в Кыргызстане на 8,7% и в Беларуси на 7,8%.
Уровень зарегистрированной безработицы по ЕАЭС составил всего 0,8% численности рабочей силы.
Очевидно, что, несмотря на жесточайшее агрессивное давление, ЕАЭС по-прежнему успешно развивается и противостоит беспрецедентным вызовам со стороны коллективного Запада.
В связи с этим представляется, что руководству взбудораженной Армении не помешало бы всерьёз задуматься и по-настоящему взвесить ту выгоду, которую дает стране стратегическое союзничество в рамках ЕАЭС, основанное на проверенных временем дружбе и доверии, в отличие от сомнительного партнерства случайных транзитных попутчиков.
Автор: Марат Нургожаев
Источник:
Ritmeurasia.ru
Оригинал публикации: Запад провоцирует разногласия в ЕАЭС: под прицелом – Казахстан и Армения