Об особенностях массовой психологии

18.07.2020 19:02

Об особенностях массовой психологии Об особенностях массовой психологии

Собственно, в тех масштабах, которые имеют место в настоящее время, можно говорить уже о психиатрии, но не будем кидаться умными терминами (которые, к тому же в сферу моих профессиональных интересов не входят). Говорить будем о жизни. В которой закончилась очередная массовая политическая кампания. Соответственно, спали обороты тотальной антипутинской пропаганды и практически уснула (скучная) пропаганда пропутинская. А народ стал думать, что делать дальше.

Я не буду сейчас рассуждать о том, что народ ждёт от власти (а ждёт он от Путина агрессивной антикоррупционной кампании с многочисленными посадками самых крупных фигур; и не дай Бог Путину попытаться увернуться от этой кампании, это гарантия входа в историю трагической фигурой, аналогией Николая II), что власти нужно делать и так далее и тому подобное.

Я же попытаюсь описать, как народ хочет видеть будущее.

А он сегодня видеть реальное будущее не хочет… Ну то есть совсем. И это видно не только по разговорам и лентам социальных сетей. Это видно, например, по реакции на наши информационные продукты. И дело не только в том, что сейчас лето (какое уж тут лето!), дело в том, что люди хотят хотя бы на короткий срок не думать о плохом!

Они очень устали от ситуации, когда совершенно непонятно, как жить дальше. Эту ситуацию очень разогрела эпидемия и, прямо скажем, совершенно недоброжелательная по отношению к человеку политика (либерального) государства. Но важна суть — уровень стресса значительной части населения достиг того уровня, при котором люди просто перестали реагировать на внешние раздражители.

Это очень опасная ситуация. И потому что даже самые разумные и позитивные инициативы в такой ситуации до людей не доходят. И потому что таких людей очень легко сорвать в неконтролируемую агрессию. И потому что это просто крайне вредно для здоровья. Хорошо хоть, что пока лето. Но лето через два месяца закончится.

С точки зрения, экономики это означает, что люди не хотят слушать реальную информацию. Они совершенно бессознательно хотят жить «как обычно» и все попытки объяснить, что объективно это не получится натыкаются на жёсткий антистрессовый барьер. Люди не желают слышать неприятные новости не потому, что они не верят мне, или Путину, или пропаганде. Они просто не могут себе позволить ещё одну порцию негатива, который может их сорвать в тяжёлую и неуправляемую депрессию.

Они сегодня не хотят знать неприятную правду. Либо, правда, приятная (дали немножко денег, посадили очевидного коррупционера, немножко прижали вороватых чиновников, которые всё новыми штрафами не дают жить), либо позитивные сказки. Пропагандистскую ложь, пусть и приятную, они, к слову, тоже слушать не хотят.  Поскольку уже знают, что за пропагандой идут повышение налогов, пенсионные реформы и новые штрафы. И, конечно, для нас (для Фонда Хазина, для Авроры, для всех наших партнёров и товарищей) это новость не самая весёлая.

Дело в том, что вся наша работа, по большому счёту, это работа по информированию людей. Не олигархов, даже не крупный бизнес, а обычных людей, в том числе малый и средний бизнес. И даже когда мы им предлагаем достаточные дорогие продукты (например, карьерный консалтинг) мы понимаем, что это честная сделка, поскольку понимание властных механизмов существенно повышает социальный капитал. И альтернативный вариант, в лучшем случае означает приобретение той же информации самостоятельно, за много лет и зачастую, ценой очень болезненных ошибок.

Но люди сегодня информацию получать не хотят… Да, конечно, возможно, это ситуация чисто локальная, но тогда нужно более или менее чётко объяснить, по какому механизму произойдёт выход из этой ситуации. Пока это совершенно неочевидно, поскольку есть как оптимистические, так и глубоко пессимистические варианты. В общем, последние дни я стал много думать на эту тему, поскольку она, во многом, будет определять, по каким сценариям пойдёт дальнейшее развитие моей Родины.

Отметим, что аналогичные процессы происходят не только у нас. На Западе требования «вернуть всё взад» носят ещё более истерический характер, собственно, именно ими, во многом, объясняется накал предвыборной кампании в США. Нет, совершенно идиотическая и абсолютно расистская по сути, кампания по «защите» негритянского населения в США началась бы всё равно (либерализированную и необразованную молодёжь, кто кормит, тот её и танцует), но вот её накал и страсть явно связана с внешними условиями.  И мне кажется, что именно экономическими: люди не могут не ощущать, что «пришли последние времена» и отчаянно пытаются закрыть свои глаза, чтобы это не видеть.Чудес не бывает. «Среднего» класса больше не будет, денег на это нет. Не вызывает сомнений, что либеральное чиновничество и современные политики отвечать за это не собираются, а значит, нас будут натравливать и на внешних, и на внутренних врагов. В нашей стране, слава Богу, никого искать не надо, с приватизации ещё не так много времени прошло, Чубайс в Москве живёт. А вот в мире… В общем, последние недели я как-то тревожно смотрю в будущее, могут эти уроды банкиры всё-таки устроить нам войнушки. Пусть и локальные, но в большом количестве!


Автор: Михаил Хазин
Источник:  Об особенностях массовой психологии