Сколько трудовых мигрантов вернулось в Узбекистан?
14.09.2025 16:48
Сколько трудовых мигрантов вернулось в Узбекистан?
По темпам демографического роста Узбекистан занимает одно из лидирующих мест на пространстве бывшего СССР. За тридцать лет, прошедших после его распада, население республики увеличилось более чем на 70%, практически удвоившись. Если в 1991 г. численность населения Узбекистана составляла 21,1 млн человек, то в 2022 г. – уже 36 млн. На 1 января 2025 г. в республике, по данным Национального статкомитета, проживало 37,5 млн человек. Как следствие, по численности населения Узбекистан опередил Украину, население которой в ходе военного конфликта упало до уровня менее 20 млн человек, и вышел на второе место в СНГ после России. Быстрее увеличивалось лишь население Таджикистана, которое вследствие традиционализации общественных и семейных отношений после распада СССР и последовавшей за ним гражданской войны к 2022 г. увеличилось на 83,1% (с 5,5 до 10,1 млн чел.).
В условиях ограниченности земельных и особенно водных ресурсов демографический взрыв в Узбекистане привел к заметному увеличению давления на окружающую среду. Плотность населения республики за время независимости практически удвоилась. Если в 1991 г. на один квадратный километр в среднем приходилось 46,1 чел., то в 2022 г. – уже 80,2 человек. Особенно сложной является ситуация в самом густонаселенном районе Средней Азии Ферганской долине. Так, в Наманганской области Узбекистана, расположенной на территории долины, плотность населения на 2022 г. составляла 405,1 человек на кв. километр, в Ферганской – 584,8, а в Андижанской – рекордные 772,7 человек. Любопытно, что именно в Андижанской области в мае 2005 г. прошли самые крупные в истории независимого Узбекистана антиправительственные выступления, в ходе подавления которых погибли 187 человек.
Вследствие высокой рождаемости население республики отличается молодой возрастной структурой. На 1 января 2024 г. 32% ее населения находились в возрасте моложе трудоспособного, 56,4% в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет) и всего 11,6% старше трудоспособного. Именно высокая доля детей и молодежи ведет к тому, что на рынок труда ежегодно выходят более полумиллиона молодых людей, которые вступают во взрослую жизнь и нуждаются в рабочих местах. Причем такая ситуация будет сохраняться еще на протяжении нескольких десятилетий до тех пор, пока численность молодых поколений вследствие снижения рождаемости не начнет сокращаться.
В условиях ограниченной емкости внутреннего рынка труда выходом для Узбекистана стала трудовая эмиграция, позволявшая «сбрасывать» избыточную рабочую силу, получать из-за рубежа денежные переводы и тем самым снижать социальное напряжение внутри страны.
К поиску новых зарубежных рынков труда, которые могли бы выступить в качестве альтернативы основному российскому, Узбекистан приступил достаточно давно. Одним из них стала Южная Корея, где, по данным на 2024 г., работали уже более 60 тыс. узбекистанцев. Но полноценной заменой России в связи с жесткими требованиями к рабочей силе она не стала, и подавляющее большинство узбекистанцев по-прежнему ехали работать в РФ. После теракта в «Крокус Сити Холл» Ташкент активизировал усилия по поиску альтернативных зарубежных рынков труда и адаптации возвращающихся на родину мигрантов. В апреле 2024 г. президент Узбекистана подписал указ, в соответствии с которым для поиска новых рынков труда предписывалось преобразовать Агентство внешней трудовой миграции, а в зарубежных диппредставительствах ввести должность «миграционного» атташе. Внутри страны вернувшимся мигрантам власти планировали оказывать финансовую помощь для ведения приусадебного хозяйства, выдавать льготные кредиты, а предпринимателям, которые взяли их на работу, выплачивать ежемесячные субсидии.
Любопытно, что российские источники, остающиеся в открытом доступе, сокращения как общей, так и трудовой иммиграции из Узбекистана в этом году не фиксируют. По данным Пограничной службы ФСБ, представленным в системе государственной статистики ЕМИСС, за первое полугодие 2024 г. в Россию из Узбекистана въехало 1 млн 815,2 тыс. человек, а в первом полугодии этого года – 1 млн 825,5 тыс. человек. То есть число въездов осталось практически на уровне прошлого года и даже немного увеличилось.
Трудовая иммиграция из Узбекистана, отражающая въезд тех, кто в качестве цели прибытия указал работу, за это же время увеличилась с 1 млн 282,2 тыс. до 1 млн 358,2 тыс., или на 5,9%, что было связано с усилением проверок работодателей со стороны МВД и активизацией усилий по переводу нелегальной миграции в законное русло. По данным на 1 сентября 2024 г., приведенным в интервью «Коммерсанту» первого заместителя главы МВД РФ А. Горового, Узбекистан по числу находящихся в России мигрантов по-прежнему занимал первое место (1,8 млн), опережая Таджикистан (1,2 млн) и Киргизию (262,8 тыс.), вместе взятых.
При этом иммиграция из Таджикистана, которая после теракта в «Крокус Сити Холл» подверглась в России наиболее значительным ограничениям, в этот период, напротив, существенно сократилась. Если в первом полугодии 2024 г. из Таджикистана в РФ въехало 977,8 тыс. чел., то в январе-июне 2025 г. этот показатель сократился на 16% до 821 тыс. Трудовая иммиграция, то есть въезд с целью работы, за это время сократилась с 641 до 602,3 тыс., или на 6%, что было связано с теми же самыми процессами, что и в отношении мигрантов из Узбекистана – стремлением МВД перевести нелегальную миграцию в законное русло.
Общая иммиграция из Киргизии, несмотря на преимущества ее участия в ЕАЭС, за этот же период сократилась на 6,3% – с 550,2 до 515,8 тыс. въездов, а трудовая – с 367,6 до 346,9 тыс., или на 5,6%. То есть Узбекистан оказался единственной страной в составе «миграционной тройки» Средней Азии, иммиграция из которой, несмотря на ужесточение миграционной политики России, в первом полугодии 2025 г. не сокращалась, а продолжала увеличиваться.
Не наблюдается в этом году и сокращения поступающих в Узбекистан трансграничных денежных переводов физических лиц, то есть тех же трудовых мигрантов. Более того, за первое полугодие их объем, по данным Центрального банка республики, увеличился на 27% и достиг 8,2 млрд долл. Подавляющая их часть (78%) поступила из России. Причем переводы из РФ росли быстрее (+29,3%), чем из всех стран мира, где работают узбекские трудовые мигранты (Казахстан, США, Южная Корея, Турция, Великобритания, Киргизия, Литва и др.), вместе взятых. Говорить о сокращении трудовой миграции из Узбекистана эти данные также не позволяют.
Возникает вопрос о том, откуда же взялись в докладе президента РУз 700 тыс. вернувшихся в Узбекистан мигрантов? Ответ на него довольно простой. По поручению президента в республике действительно была подготовлена и реализована программа по возвращению трудовых мигрантов, под которых были созданы рабочие места, а бизнес получил положенные ему льготы и трудоустроил этих людей. При этом какие-либо препятствия для того, чтобы через некоторое время вновь отправиться на заработки за границу, у них отсутствуют. То есть трудоустроенный на родине мигрант вскоре вполне может вновь выехать за рубеж. Причем и в статистике трудовой миграции, и в сведениях по возвращению мигрантов на родину вполне могут учитываться одни и те же люди.
Автор: Александр Шустов
Источник:
Ritmeurasia.ru
Оригинал публикации: Сколько трудовых мигрантов вернулось в Узбекистан?