Терроризм бывает разным
02.05.2017 08:59
Терроризм бывает разным
Многие современные политики и аналитики называют терроризм основной угрозой человечеству. Подтверждением тому являются происходящие по всей планете террористические акты, исполняемые радикалами.
Сегодня нет единого мнения на тему того, где лежат истинные корни терроризма. Кто-то считает что первым террористическим актом было убийство Александра Македонского, кто-то уверен, что первой террористической группировкой была иудейская секта сикариев, но на мой взгляд это не так важно. Важно понимать как эта отвратительная машина работает.
Корнем слова терроризм является - "террор" (происходит от лат. "terror", что означает - страх, ужас). То есть терроризм - это действие направленное на эксплуатацию страха с целью получить желаемый результат в виде политических либо иных уступок. Из чего можно сделать вывод, что не сам террористический акт, а именно страх является главным инструментом.
Теперь разберёмся что-же такое страх. Психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека». Другими словами, страх - это реакция человеческой психики на угрозу жизни или благополучию.
Каким-же бывает страх? Из приведённой выше формулировки мы увидели, что страх может быть разным - страх за жизнь и страх за благополучие. Профессор Ю.В. Щербатых вывел свою классификацию страхов. Он разделил все страхи на три группы:
- биологические;
- социальные;
- экзистенциальные.
Что касается страхов биологических и экзистенциальных, то с ними в разрезе терроризма все понятно, именно их используют радикалы и фундаменталисты всех мастей. Но страх ведь бывает и социальным, неужели его никто не использует для проведения акций террора? Используют. И как мы увидим ниже достаточно успешно.
Социальные страхи, возникающие у человека, вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности. В чем это может выражаться? Приведу простой пример из 90-х. Думаю, многие помнят вал рекламы, захлестнувшей нас в момент зарождения дикого капитализма на постсоветском пространстве. Отдельные "шедевры" того времени до сих пор используются многими в качестве крылатых фраз, но я хочу выделить одну из тех, что использовала страх социальный.
Агрессивная рекламная компания лосьона от прыщей «Clearasil», изобиловала обидными роликами на тему противопоставления подростков, использующих это средство и тех кто им не пользуется. Пиком этого противопоставления стал ролик в котором звучали слова - "Паша гуляет в шлеме, а Саша гуляет с Дашей". То есть, подросток Саша, использующий лосьон гуляет с девочкой Дашей, а подросток Паша, который в силу каких-то причин не использует лосьон, вынужден ходить в мотоциклетном шлеме, скрывающем его прыщи. Эту рекламу изо дня в день смотрели и слушали миллионы подростков, родители не всех из которых могли позволить купить достаточно дорогое косметическое средство. Описанная ситуация абсолютно точно несёт угрозу "социальному статусу или самооценке личности", что можно квалифицировать как акт терроризма.
В этой связи не плохо было бы разобрать, чем сегодня для человека является маркетинг, неотъемлемой частью которого является реклама. В широком смысле маркетинг - это совокупность процессов создания и продвижения продукта (услуги) покупателям и управление взаимоотношениями с ними. Процесс создания продукта нас интересует мало, поскольку он отношения к эксплуатации страха не имеет, а вот на процессе продвижения продукта стоит остановиться подробнее.
Процесс продвижения товара или другими словами передачи информации о товаре определённой целевой аудитории называется маркетинговой коммуникацией. Одними из основных направлений маркетинговой коммуникации является реклама и паблик рилейшнз (PR). С тем как работает реклама знакомы все и один из ее приемов мы рассмотрели выше, а с работой паблик рилейшнз потребитель знаком хуже, поскольку это более тонкий инструмент и не всегда его действие лежит на поверхности.
PR - это технологии создания и внедрения образа товара (услуги) в ценностный ряд человека, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. Другими словами, если реклама оставляет формальную возможность выбора (куплю - не куплю), то PR - это манипуляция в чистом виде, поскольку при этой технологии прежде чем продать товар, продавец внедряет образ товара в ценностный ряд человека с целью закрепления его как необходимого в жизни. Это означает, что человек, помимо своей воли, становится зависим от того или иного товара. Отсутствие у него товара, который закреплён в ценностном ряду как идеальный и необходимый в жизни, несёт в себе прямую угрозу "социальному статусу или самооценке личности". Находясь в подобной ситуации, человек готов на любые действия (кредитование или меры жесткой экономии на жизненно важных потребностях), которые в итоге позволят заглушить возникающий социальный страх. В качестве иллюстрации того как это работает приведу меткую современную шутку: "Сумма средств, потраченная пассажирами маршрутки на приобретение айфонов, многократно превышает сумму средств потраченных на приобретение самой маршрутки".
Информация, изложенная выше говорит о том, что методы маркетинговой коммуникации, считающиеся рутиной процесса реализации товара, являются ни чем иным, как терроризмом в чистом виде. Вот только удивительно, почему возмущаясь методами продвижения идей радикалами всех мастей, политики и аналитики не возмущаются методам продвижения товара террористами от экономики.
Алексей Чернега