B-21 «Raider». Кажется, что кто-то сильно поспешил?

31.01.2024 10:10

B-21 «Raider». Кажется, что кто-то сильно поспешил? B-21 «Raider». Кажется, что кто-то сильно поспешил?

Пентагон объявил о заключении контракта на производство самого совершенного боевого самолета из когда-либо разработанных. Звучит? О да…

Но реально так и вышло: после успешных испытательных полетов «самого передового боевого самолета, когда-либо построенного», Пентагон заявил, что «Northrop Grumman» получила контракт на малосерийное производство бомбардировщика-невидимки B-21 «Raider».

Заместитель министра обороны США по закупкам и материально-техническому обеспечению Уильяма Лапланта подтвердил:
«Производство бомбардировщика B-21 «Raider» продвигается вперед. Прошлой осенью, основываясь на результатах наземных и летных испытаний и зрелых планах команды по производству, я дал добро на начало производства B-21 малой серией».

Лаплант не сообщил стоимость контракта, заключенного с «Northrop Grumman», не раскрыл секрета о количестве самолетов в рамках контракта, а также точную дату его заключения. Пентагон счел преждевременным раскрытие этой интереснейшей информации, о чем все (особенно мы) могут только пожалеть.

Что же известно на сегодняшний день? То, что в январе первый летный экземпляр В-21 по прозвищу «Цербер» продолжил испытательные полеты с базы ВВС Эдвардс в Калифорнии. «Raider», который летает, является одним из шести предсерийных экземпляров. Пока он летает, еще пять находятся в стадии строительства. Предполагается, что один из них будет планером для наземных статических испытаний, но некоторые из этой пятерки должны стать действующими самолетами, согласно планам, изложенным ВВС США и «Northrop Grumman».

Первый В-21 «Raider» совершил свой первый полет с ВПП 42-го завода «Northrop Grumman» в Палмдейле, штат Калифорния. На базу Эдвардс он прибыл 10 ноября 2023 года, где и был представлен публике 3 декабря 2022 года.

В ВВС США очень рассчитывают на успех программы создания нового стелс-бомбардировщика.

«Одним из ключевых атрибутов этой программы было проектирование для производства с самого начала/с нулевого уровня. Нам нужен совершенно новый самолет, чтобы обеспечить надежный сдерживающий фактор для противников. Если вы не производите и не принимаете на вооружение новые вооружения в больших масштабах, ваши возможности более чем ограничены»
- Лаплант.

Здесь заместитель министра имеет в виду вот что: первые предсерийные B-21 находятся на той стадии, что их конфигурация в значительной степени представляет собой серийные самолеты, а не прототипы в традиционном смысле. Это было целью программы, чтобы ускорить разработку и испытания самолета и снизить затраты.

В принципе оправданно, но довольно рискованно. Прототип тем и отличается от серийного самолета, возможным большим количеством вносимых изменений по результатам испытаний.

В заявлении «Northоp Grumman» говорится, что контракт был заключен «после того, как B-21 приступил к летным испытаниям в рамках базового графика программы».

«Наш производственный представитель, по результатам предварительных полетов испытательного самолета, заявил о готовность к производству, выполнив все требования к летно-техническим характеристикам и данным.

Будучи первым в мире самолетом шестого поколения, B-21 формирует основу будущего для военно-воздушных сил США, обеспечивая новую эру возможностей и гибкости за счет передовой интеграции данных, датчиков и оружия, и быстро модернизируется, чтобы опережать меняющиеся угрозы»
- «Northоp Grumman».

Вот так, ни много, ни мало: первый в мире самолет шестого поколения. А что, пусть! Некоторые, понимаешь, еще с пятым не разобрались, а вот тут уже шестое подошло. На зависть всему миру, так сказать.

Как и Пентагон, «Northrop Grumman» отказалась сообщить, когда был заключен контракт, на сколько, количество самолетов и сколько самолетов находится в стадии строительства в соответствии с первоначальным контрактом на предсерийное производство.

В заявлении, сопровождающем последние комментарии Лапланта о «Raider», представитель министерства обороны США сказал, что он «заменит B-1B Lancer и B-2 Spirit, чтобы обеспечить стратегическое сдерживание возникающих глобальных угроз. Ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в середине 2020-х годов с целью производства не менее 100 самолетов».

100 самолетов – это впечатляет. Это больше, чем осталось работоспособных В-52, это больше, чем В-1А и В-1В вместе взятых.

Управление быстрого реагирования ВВС США (AFRCO) управляет программой закупок, и тамошние специалисты считают, что В-21 находится на более быстром и перспективном пути, чем предыдущие проекты новых самолетов.

«Стратегия AFRCO включает в себя создание прототипов самолетов, максимально репрезентативных для производства. В отличие от традиционного подхода к созданию прототипов, испытательные самолеты B-21 строятся с использованием тех же производственных процессов и оснастки, что и серийные самолеты. Такой подход к разработке заложил основу для более быстрого запуска производства».

Также есть сведения о том, что в партнерстве с «Northrop Grumman» ВВС уделили большое внимание (считай – инвестировали) цифровой начинке для B-21 с учетом всего жизненного цикла самолета.

«Инженерные и производственные данные, используемые на производственной линии, будут поставляться вместе с самолетом и в сочетании с современными инструментами для совместной работы и технического обслуживания, чтобы сделать B-21 доступным для покупки, полетов и обслуживания в больших масштабах».

Наверное, требует дополнительного перевода. Производители стараются заложить в самолет будущего максимальную ремонтопригодность. Это понятно в свете работ по F-22, для которого не пришлось строить центры по техобслуживанию, но который требовал особо подготовленных специалистов, вооруженных соответствующим оборудованием.

В целом стоит признать, что несмотря на то, что дата первого полета В-21 несколько раз переносилась, работа над программой B-21 в целом продвигалась быстрыми темпами в течение последнего года. Что вообще не характерно для США последнего времени. Но так получилось, что на этот раз получилось, и первый запуск систем В-21 был произведен в июле 2023 года, тестовые запуски двигателей в сентябре и тесты руления в октябре. Ну и кульминацией всего этого стал первый полет в ноябре.

Действительно, надо отдать должное, все вышло как-то в очень сжатые сроки. Конечно, все очень похоже на нашу штурмовщину, но кто знает, как организовано дело в США?

B-21 был разработан специально для снижения риска путем объединения уже проверенных временем и эксплуатацией и откровенно новаторских систем с усовершенствованным планером, который использует уроки, извлеченные из других программ.

Размер B-21, который меньше, чем B-2, со значительно меньшей полезной нагрузкой, но экстремальной по сравнению с В-2 дальностью полета, также является частью этого очень своеобразного подхода к сведению до минимума риска и неприятностей.

В-21 предполагается использовать совместно с другими малозаметными системами вооружений. Малозаметная крылатая ракета Long-Range Stand-Off (LRSO) с ядерной боеголовкой является частью этого семейства. И стратегический разведывательный беспилотник RQ-180 также считается его неотъемлемой частью. Но это всего лишь два аспекта большой системы, которая будет включать в себя множество других разработок, естественно, объединяемых при помощи новейших разработок в области коммуникаций и сетей.

Получится? Вполне возможно, ведь в плане разработок всех этих сетецентрических новаций США действительно впереди планеты всей. Насколько – покажет время. Фактически киберсолдата будущего в армии США уже создали, но вот эффективность всех новомодных изобретений что-то ни Афганистан, ни Сирия не показали. В плане авиации и взаимодействий разведывательных БПЛА, бомбардировщиков, самолетов прикрытия все то же самое, только дороже. Но – вполне может быть осуществимо. По крайней мере стратегические разведывательные БПЛА показали свою эффективность на Украине, точнее, над Черным морем.

Но здесь в прогнозах лучше быть осторожнее, потому что с развитием авиации точно так же развиваются и средства противодействия ей. И по мнению некоторой части экспертного сообщества, развитие средств ПВО значительно опережает развитие авиации.

Поэтому то, что в США просто гонят программу В-21 семимильными шагами с привкусом штурмовщины, понятно. Им завтра (а лучше сегодня) иметь самолет – средство сдерживания. Да, все та самая дубинка-пугалка. Ведь если посмотреть на состав ВВС, то становится понятно, что пугать-то особо нечем.

Да, тут надо понимать, что речь идет о запугивании Китая. Больше оверцели у США нет. Конечно, у США просто шикарные ВВС в плане истребителей и ударных самолетов, но у Китая тоже много истребителей. Есть чем ответить, а вот бомбардировочная авиация, увы, у американцев реально переживает не лучшие времена.

Сейчас в Штатах очень многие говорят о том, что с Китаем придется потолкаться, имея в виду, не доводя до тотальной аннигиляции мира. Конвенционально, а еще лучше – просто на понтах. Без войны. Но для этого нужны аргументы. Подводный флот США – это просто великолепный аргумент, который пока никому не перебить. Надводный тоже, но тут Китай пашет так, что стальные листы заворачиваются. А вот авиация да, особенно бомбардировочная, у ВВС США откровенно слабое звено.

В-52, простите, могут вызвать здоровый смех у любой страны, обладающей приличным ПВО.

У КНР приличное ПВО есть.

И есть истребители. Поэтому тихоходные по современным меркам В-52 китайцы спокойно перехватят еще над океаном. Да из официально оставшихся в строю 70 В-52 неизвестно сколько реально в боевом состоянии, то есть, смогут долететь от Гуама (например) до точки пуска.

60 единиц В-1В тоже такое себе сомнительное дело.

Аварийность этих сорокалетних ветеранов тоже настораживает, не зря их потихоньку начали распихивать по музеям.

В-2 хороший самолет в плане ЛТХ и ТТХ, но очень уж дорог.

Первое место в истории, которое явно не скоро он кому-то отдаст. В-2 можно сравнить с нашим Ту-160 в плане того, что самолет есть, по-боевому работает, но над каждым трясутся как не знаю, над чем. Все-таки 2,1 миллиарда долларов за штуку… И как такое кидать туда, где есть ПВО?

И получается, что ВВС США очень нужен новый самолет, чтобы был эффективнее В-52, надежнее В-1В и дешевле В-2. Чтобы можно было «из-за леса, из-за гор» показать всему миру, что есть еще и порох в пороховницах, и все остальное.

Вот потому и идет такая напряженная работа над В-21.

Ожидается, что на базе ВВС «Эллсворт» в Южной Дакоте, где в настоящее время базируются B-1B, разместится первая оперативная эскадрилья В-21. Далее настанет черед базы ВВС «Дайсс» в Техасе, там тоже пока мучаются с В-1В. Третьей на очереди вроде бы база «Уайтмен» в штате Миссури, но вот тут немного непонятно: на этой базе размещены В-2, так что не совсем ясно, что будет с ними.

Но сегодня в околопентагоновских кругах никто не скрывает радостных настроев именно по поводу того, что В-21 прошел первую часть испытаний, перешел ко второй, одновременно запущено серийное производство и все это в комплексе станет ключевой частью будущих планов по защите от все более агрессивного Китая.

Планируется, что В-21 станет центральным компонентом триады ядерного сдерживания вооруженных сил США на долгие годы. Кроме того, «Рейдер» был разработан для обеспечения ключевых возможностей нанесения обычных ударов на дальние дистанции, с возможностью проникать вглубь территории противника незамеченным.

Что тут можно сказать? Вообще все выглядит несколько не по-американски. Знаете, больше напоминает советские времена, когда всеми силами гнали событийность к очередному съезду КПСС или годовщине Великого Октября. Вот очень так все похоже.

Другой вопрос – зачем это американцам? Они уже по этим граблям плясали с В-1А, который начал самоуничтожаться раньше, чем добрался до места боевого крещения. Да и с В-1В проблем в плане аварий было выше крыши. 11 самолетов В-1 обеих модификаций были потеряны, а четыре в результате аварий повреждены на суммы более 10 миллионов долларов каждый.

Вот с В-2 как-то обошлось. Делали без штурма, спокойно, вдумчиво. Денег извели, конечно, море, 45 миллиардов, но В-2 все-таки участвовал в 5 боевых операциях (Югославия, Ирак (дважды), Афганистан, Ливия), а потерь не было.

Да, душевно долбанули самолет на Гуаме (на 105 миллионов долларов) и второй случай на базе «Уайтмен» (но там копейки, на 10 миллионов). Так что В-2 явно смотрится предпочтительнее.

В-21 должен стать квинтэссенцией всего бомбардировочного авиастроения США. И быть таким, каким не был до него ни один самолет. Похвально, почему бы и нет, но вот эта спешка, которую в США выставляют напоказ, она может привести к тому, что потом придется оправдываться и прятать глаза. Иной раз поспешишь – весь мир насмешишь. Как с F-22 вышло в свое время. Или с В-1.

Автор: Роман Скоморохов
Источник:  B-21 «Raider». Кажется, что кто-то сильно поспешил?