Китай повсюду: от алжирской оперы до табака в Зимбабве

18.10.2017 18:37

Китай повсюду: от алжирской оперы до табака в Зимбабве Китай повсюду: от алжирской оперы до табака в Зимбабве

С начала XXI века Китай стал глобальным поставщиком «иностранной помощи». Пекин финансирует всё: от оперных театров в Алжире до табачных плантаций в Зимбабве. Вместе с тем «внешняя помощь» рассматривается в КНР как государственная тайна.

Завесу тайны приподнял аналитик Адам Тейлор, рассказавший об одном исследовании по поводу финансовой экспансии КНР. Материал был опубликован в американской газете «Вашингтон Пост».

На иллюстрации вы видите, сколько миллиардов долларов вбухал Китай в проекты в разных странах с 2000 по 2014 гг. И это только известные проекты!

Если вы попробуете найти подробные сведения об этих проектах, вам едва ли повезёт, указывает Тейлор. Китай рассматривает бюджет иностранной помощи как государственную тайну и наотрез отказывается сотрудничать с международными организациями, которые пытаются оценить финансирование за рубежом. Отчасти из-за скудной информации среди западных критиков Пекина появилось мнение: Китай — «донор-изгой». То есть он щёдро даёт деньги нелиберальным режимам, но исключительно с целью разграбить местные ресурсы (читай: сырьё) и использовать награбленное для роста собственной экономики.

Амбициозный исследовательский проект, обнародованный на днях, ставит эту гипотезу под сомнение. По сути, публике впервые представлены комплексные сведения о китайских тратах «на развитие за рубежом» в период с 2000 по 2014 годы.

Брэд Паркс (Brad Parks), исполнительный директор «AidData», исследовательской лаборатории в колледже Вильгельма и Марии (College of William & Mary, старейшее учебное заведение в США, университет с госфинансированием, расположен в Уильямсберге, Виргиния, основан в 1693 г.), отметил, что команде из почти ста учёных и ассистентов со всего мира потребовалось пять лет, чтобы собрать данные, обобщив 15.000 различных источников информации, охвативших 4.300 проектов в 140 разных странах и «территориях».

Паркс уверяет, что его исследование основано на «самых полных и подробных источниках информации» и даёт подлинную картину глобального развития Китая. Конечный результат уникален. По словам учёного, даже китайские чиновники «делали запросы» по поводу использования документа.

Исследование «AidData» рисует картину «растущего финансового гиганта, который бросает вызов даже крупнейшим странам-донорам».

В период 2000—2014 гг. Китай дал официальное финансирование в размере 354,4 млрд. долл. Это близко к сумме, потраченной за тот же период Соединёнными Штатами: 394,6 млрд. долл.

В иных странах деятельность КНР и США смахивала на конкурирующую, и Китай иногда даже превосходил Соединённые Штаты, становясь главнейшим финансовым донором.

Исследование опровергает распространённые предположения о «подкладке» китайской внешней помощи. «AidData» смогла показать, что китайская помощь соответствует строгому международному определению: это официальная помощь в целях развития (ODA). И она, по-видимому, не мотивирована выкачиванием природных ресурсов «пекинскими товарищами».

«Китай известен тем, что финансирует ряд правительств с недобросовестным управлением: в Венесуэле, Анголе, Иране и Пакистане», — говорит Дэвид Доллар (David Dollar), ст. научный сотрудник Института Брукингса, ранее занимавший должность экономического и финансового представителя Казначейства США в Китае (2009—2013 гг.). Вместе с тем КНР осуществляет кредитование в значительном объёме стран с относительно хорошим управлением: Бразилии, Индии, Индонезии и стран Восточной Африки. Поэтому принципы финансирования проектов Китаем, вероятно, «безразличны к управлению».

В исследовании отмечается, что китайская помощь, как правило, мотивируется двумя интересами: уровнем потребности страны-реципиента и широкими внешнеполитическими задачами Китая.

«Критерии Китая по оказанию иностранной помощи — не тип правительства, а сближение интересов», — отмечает Юнь Сунь, эксперт по китайскому финансированию из Центра Стимсона (Вашингтон). Такое сближение может иметь под собой потребность «политическую, коммерческую или даже репутационную».

Исследование «AidData» показывает, что львиная доля в глобальных донорских расходах на самом деле не является официальной помощью, а распределяется через «другие официальные потоки» (классификация OOF). И сюда входят крупнейшие сделки — к примеру, гигантские кредиты, предоставленные Китаем российским нефтяным компаниям в 2009 году: мотивация последних «явно коммерческая», пишет Тейлор.

«ODA и OOF действительно следует рассматривать раздельно, — говорит Брэд Паркс. — Если страна богата природными ресурсами, если она много продаёт Китаю и если она кредитоспособна, то она, как правило, получает много OOF».

Широкомасштабное финансирование КНР включает в себя расходы на «коммерчески продуманные проекты», и это отличает Китай от западных доноров, которые в значительной степени отошли от кредитов и перешли на гранты. «Китай действует по своим правилам», — резюмирует мистер Паркс.

Есть и интересные примеры роста от китайских вливаний. Если китайское финансирование соответствует ODA, оно стимулирует экономический рост в странах-получателях — точно так же, как и помощь Запада. Если страна находится на стадии получения такой китайской помощи, то спустя два года после завершения проекта она увидит «средний рост на 0,4%» в год. Аналогичный темп роста характерен для помощи со стороны Соединённых Штатов и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это выше, чем результат помощи Всемирного банка.

Китай открывает «четвёртый год своего амбициозного международного проекта в области инфраструктуры, широко известного как «Один пояс и один путь», напоминает аналитик. Поэтому понимание того, как он расходует свои средства за рубежом, вероятно, будет становиться всё более и более важным.

Впрочем, что касается прозрачности, то эксперты признают, что Пекин по-прежнему скептически относится к таковой: китайцы верны традиционной секретности.
 

* * *


Вот и пришёл Китай к тому уровню зарубежного финансирования, который международные эксперты сравнивают с американским. Очевидно, в ближайшем будущем на этом экономическом фронте китайцы перегонят американцев.

Что касается упомянутой «секретности», то в Пекине никогда не спешили поделиться рецептами своего процветания и своими достижениями с Западом. И не исключено, что китайские чиновники посмеиваются в ладошку над американскими учёными, сосчитавшими потраченные китайские миллиарды. Быть может, считать надо триллионы!