Куда пойдёт Евросоюз после референдума в Каталонии?
06.10.2017 19:09
Куда пойдёт Евросоюз после референдума в Каталонии?
Прошедший в воскресенье референдум о независимости Каталонии вызвал целый шквал комментариев, оценок и версий о состоявшемся плебисците и его практических последствиях. Большинство аналитиков обсуждают насилие, к которому прибегли в Барселоне испанские власти, нежелание сторон к компромиссу и диалогу, отсутствие у каталонских лидеров и политиков реальных планов по обретению независимости — как теперь говорят, «дорожной карты». Меж тем, события в Каталонии заставили европейцев посмотреть на новое явление шире, осознать его влияние на будущее развитие Евросоюза.
Призрак независимости бродит по Европе
В этой связи примечательна реакция еврочиновников. Одни из них отмолчались. Другие (вроде председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера) дистанцировались от референдума в Каталонии. Юнкер, например, назвал тамошний плебисцит «внутренним делом Испании». Тем самым в Брюсселе дали понять, что евроструктуры не готовы выступить арбитрами между центральным испанским правительством и его каталонской провинцией.
Европейские СМИ в очередной раз запестрили перечислением регионов, которые хотят отделиться от метрополий и податься в независимое плавание. Британская газета The Times даже опубликовала карту провинций в странах Европы, в которых в той или иной мере проявились сепаратистские тенденции.
По версии The Times, независимыми потенциально могут стать Шотландия, Фландрия, Валлония, Республика Сербская и пр. Впервые на карту попала польская Силезия. Правда, газета присвоила ей только две звезды вероятности из четырёх, но в Польше британская оценка насторожила многих. В Варшаве помнят, как в нынешнем мае «Движение силезских автономистов» (RAŚ) обращалось к президенту Польши Анджею Дуде с призывом восстановить Силезскую автономию, ликвидированную 6 мая 1945 года.
Дуда в какой-то мере сам спровоцировал движение RAŚ на этот шаг. В начале мая, в день праздника первой польской Конституции, президент Польши выступил с заявлением о необходимости конституционной реформы. Своё предложение Дуда связал со 100-летием восстановления независимости Республики Польша, которое будет отмечаться в 2018 году.
RAŚ тему подхватило. Ведь с самого начала своего создания в 1990 году движение выступает за превращение Польши в «региональное государство». Теперь оно не только нацелилось на автономию, но лидеры RAŚ стали поговаривать о независимости Силезии и возможности провести для этого референдум.
Силезия может стать для Польши такой же разрушительной, как Галиция для сегодняшней Украины. Сравнение здесь прямое. Если Галиция исторически переходила из рук в руки австрийцев, поляков, русских, то в Верхней Силезии (сейчас — Силезское воеводство Польши) похозяйничали чехи, австрийцы, немцы, оставившие неизгладимый след в менталитете, культуре и даже быту местного населения.
На самом деле, если хорошо поскрести «карту» Европы, таких регионов можно найти много. В той же Испании кроме Каталонии на карту The Times попала ещё Страна Басков. Меж тем, за референдумом в Барселоне из-за своего забора пристально поглядывали Андалусия, Наварра и Галисия. Они в отличие от других провинций страны уже получили право расширенных автономий в условиях унитарной Испании.
Политологи после каталонских событий дружно ударились в рассуждения об особенностях современного государственного строительства. Ищут ответ на вопрос: почему раньше европейские народы для своего благополучия и безопасности объединялись в империи, а теперь ищут счастье в локальных национальных образованиях? Ответы звучат разные. Некоторые видят причину в кризисе Евросоюза. Отчасти с этим можно согласиться.
Потеряют ли позиции страны — основатели ЕС?
Для многих очевидно, что Евросоюз нуждается в реформировании и даже переформатировании. Сложилось так, что, создав наднациональные управленческие структуры, политический и экономический курс союза всё-таки во многом определяют лидеры стран старой Европы. До поры такое положение вещей устраивало всех. Пока, стимулируемые заокеанскими покровителями, свой голос не обрели восточно-европейские новички альянса.
В результате — их заявления и действия, защищённые широко разрекламированным европейским консенсусом, вошли в противоречие с интересами ведущих экономик альянса. Это хорошо видно на примере проблем, которые создали младоевропейцы на строительстве магистрального газопровода «Северный поток-2».
Разошлись позиции стран ЕС по вопросам консолидации банковской системы, сокращения дефицита государственных бюджетов, приёма и размещения мигрантов… Всё это замедлило, а то и вовсе притормозило, развитие Евросоюза, обременённого к тому же брюссельской бюрократией.
Сложившаяся ситуация заставила ведущие страны союза искать выход. Его нашли в концепции Европы «двух скоростей». Она пока не получила серьёзного практического воплощения, но уже рассорила страны альянса, внесла раскол в его ряды. Лидер правящей партии Польши Ярослав Качиньский, например, заявил газете Rzeczpospolita , что эта «роковая концепция» способна уничтожить Евросоюз.
К такому же выводу пришли руководители и ведущие политики других стран Вышеградской четвёрки. Из-за «многоскоростной Европы» занервничала Прибалтика. Наиболее внятно её позицию изложил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич: «В какой-то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран».
Здесь уместно вспомнить регионы Европы, нацеленные сегодня на достижение независимости. Их можно сравнить с государствами старой Европы. Эти регионы в своих странах тоже находятся «на разных скоростях» с другими провинциями и, как правило, выступают их экономическими донорами. Потому большинством сторонников отделения от метрополии движут материальные резоны.
Говорят, брюссельские чиновники в случае с каталонским референдумом тайно злорадствовали центральному испанскому правительству. Испания, как известно, попадает в «ядро государств первой скорости». Она, по новой концепции, вместе с такими странами, как Германия, Франция, Италия, Нидерланды, будет принимать все важные экономические решения.
В этой конструкции совсем уж никчемной становится роль Евросовета и Еврокомиссии. Пришёл черёд защищаться брюссельским бюрократам. Они свой ход уже придумали и потихоньку начали внедрять в сознание европейцев. Замысел Брюсселя сводится к тому, чтобы заново переучредить Евросоюз.
Сегодня, как мы знаем, учредителями Евросоюза являются тринадцать стран-участниц Маастрихтского договора 1992 года. Остальные пятнадцать примкнули позднее. В результате Brexit Великобритания — одна из стран-учредителей — покидает ЕС. Чиновники в Брюсселе видят в этом повод для переучреждения Евросоюза.
Такая тема возникла ещё в прошлом году. Обсуждали, как в условиях переучреждения «осовременить» действующие в союзе договоры. В частности, прописать процедуру выхода из ЕС. Предполагалось дать право на переучреждение Евросоюза только странам-донорам организации — то есть, сильным экономикам. В их число не попадала даже Италия, перегруженная противоречиями, не говоря уже о проблемной Испании.
Совершенно ясно, при такой расстановке сил падала роль наднациональных структур в Брюсселе. Еврочиновники нашли на это ответ. Они посчитали, что учредителями ЕС, наоборот, должны стать все отдельные страны альянса, их автономные провинции и даже крупные самостоятельные города, такие, как, к примеру, Гамбург. Словом, «больше провинций хороших и разных» под флагом развития в Европе демократии и реформ. Тогда — вся власть Брюсселю!
Политическим тяжеловесам Европы такая концепция категорически не понравилась. До прямых политических столкновений дело пока не дошло. Но диаметрально разные подходы проявились уже при оценке референдума в Каталонии. Канцлер Германии Ангела Меркель поддержала центральное правительство Испании. Брюссель от такой поддержки воздержался.
На самом деле, Каталония, как таковая, мало интересует европейских лидеров. На кону другие ставки: кому в Евросоюзе определять его дальнейшую политику и правила внутренних взаимоотношений. Каталония в этом смысле лишь небольшая гирька на чаше политических весов. Куда они склонятся, пока ясности нет.
На прошлой неделе на неформальном саммите глав государств и правительств ЕС в эстонском Таллинне главе Евросовета Дональду Туску поручили в течение двух недель сформулировать план реформирования Евросоюза. Поручение ограничили реформами в сфере экономики, безопасности и миграционной сфере. Баталии за переучреждение ЕС пока отложены на неопределённое время…