"Мост Трампа" на заднем дворе России: Армения согласилась передать Зангезурский коридор под управление США
23.07.2025 13:23
"Мост Трампа" на заднем дворе России: Армения согласилась передать Зангезурский коридор под управление США
Согласно предложению, управление коридором будет осуществлять американская логистическая компания, которая получит 40% доходов от транзитных сборов, тогда как Армения сохранит за собой 30%. Оставшаяся часть доходов, предположительно, будет направлена на содержание инфраструктуры и другие расходы. Безопасность маршрута обеспечит частная американская военная компания численностью до 1000 человек, что вызвало озабоченность в Ереване относительно фактической потери контроля над частью своей территории. Формально Армения сохраняет суверенитет над Сюником, но на практике управление и безопасность коридора переходят под контроль США на 99 лет, что, по мнению экспертов, напоминает модель долгосрочной аренды, схожую с управлением Панамского канала в прошлом.
Инициатива, предложенная Турцией и поддержанная США, направлена на разблокирование мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном, которые зашли в тупик из-за споров о статусе Зангезурского коридора. Азербайджан настаивает на беспрепятственном доступе к Нахичевани без армянских таможенных и пограничных проверок, ссылаясь на пункт 9 трёхстороннего соглашения о прекращении огня 2020 года. Армения, в свою очередь, отвергает термин «Зангезурский коридор», считая его угрозой своему суверенитету, и предлагает альтернативный проект «Перекрёсток мира», предусматривающий открытие нескольких маршрутов с сохранением полного контроля над своей территорией.
По данным Forbes, реализация проекта может принести региону до $50–100 млрд ежегодных торговых потоков к 2027 году, укрепляя роль Южного Кавказа в трансконтинентальной торговле по «Срединному коридору» от Китая до Европы через Центральную Азию, Азербайджан и Турцию. Это также снизит зависимость Европы от российских энергоносителей на 10–15%. Однако предложение вызвало резкую критику со стороны Ирана и России. Тегеран рассматривает проект как угрозу своему влиянию и доступу к армянской границе, а Москва обеспокоена исключением российских пограничников, которые изначально должны были контролировать маршрут по соглашению 2020 года.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время визита в Стамбул в июле 2025 года, по данным AsiaNews, дал предварительное согласие на проект, назвав его «Туранским путём», что вызвало неоднозначную реакцию в Армении. Оппозиция обвиняет Пашиняна в уступках, угрожающих национальной безопасности, особенно учитывая, что Азербайджан ранее угрожал силой открыть коридор. Иран также выразил протест, назвав проект «красной линией» для своей геополитики.
Экономически коридор обещает значительные выгоды, включая развитие инфраструктуры и снижение транспортных издержек. По данным Geopolitical Monitor, маршрут сократит время транзита между Азербайджаном и Нахичеванью, а также укрепит позиции Азербайджана как транзитного хаба. Однако Армения опасается, что коридор может изолировать её от Ирана, единственного открытого южного соседа, и усилить экономическую зависимость от Турции и Азербайджана.
США рассматривают проект как способ вытеснить Россию и Иран из региона, укрепляя западное влияние. По словам Баррака, модель управления основана на международных механизмах, подобных тем, что применялись в Абхазии и Южной Осетии после 2008 года. Тем не менее, аналитики, такие как Олеся Вартанян из Carnegie Endowment, отмечают, что армянская сторона настаивает на участии в управлении участком в Нахичевани, что неприемлемо для Баку.