Опасно: искусственный интеллект на службе неоколониализма в Центральной Азии

17.10.2024 09:19

Опасно: искусственный интеллект на службе неоколониализма в Центральной Азии Опасно: искусственный интеллект на службе неоколониализма в Центральной Азии

Стремясь к дальнейшему слому мышления молодежи бывших советских республик Средней Азии, что сложно сделать без основательного вторжения в образовательную среду, англосаксы в своей изобретательности заходят всё дальше и дальше.

Очередное тому доказательство появилось буквально на днях. Страдающий русофобией британский журнал Times Higher Education (THE), освещающий вопросы, связанные с высшим образованием, при поддержке университета «Новый Узбекистан» взял и организовал проведение 16-17 октября в Ташкенте первого в истории Центральноазиатского форума университетов. В итоге на громкое мероприятие собрали более 200 делегатов из стран Центральной Азии и других государств, среди которых представители академической среды, государственной политики и индустрии.

Примечательно, что THE, регулярно публикующий считающийся престижным мировой рейтинг университетов, в котором топ-10 всегда полностью составляют вузы США и Великобритании, а России обычно отводится места где-то «на задворках» – после 90-й позиции в мире, расщедрился и финансово вложился не в кого-нибудь, а в самих лауреатов Нобелевской премии. Так, поражать внимание центральноазиатской молодежи приехал профессор экономики Жан Тироль, некогда получивший Нобелевскую премию «за анализ рыночной власти и ее регулирования». Именитый лауреат уже успел поделиться с местной публикой своим видением роли государства в рыночной экономике и значимости искусственного интеллекта (ИИ). Надо полагать, организаторы и вдохновители форума ожидают, что после столь одухотворенной лекции профессора местная молодежь будет чётко осознавать все актуальные вызовы и угрозы, которые могут внезапно возникнуть от участия республик ЦА, например, в помощи России в обходе санкций.

А 15 октября в университете «Новый Узбекистан» состоялась лекция канцлера и вице-президента Массачусетского технологического института Эрика Гримсона, широко известного своими исследованиями в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Кстати, его выступление о модернизации образовательных процессов и внедрении технологий в управление университетами адресовано уже не студентам, а руководителям учебных заведений, преподавателям и специалистам, стремящимся трансформировать систему образования.

Стоит подчеркнуть, что, безапелляционно реализуя в будущем в сфере высшего образования в ЦА навязываемые англосаксами подобные инновационные решения, регион может столкнуться с рядом серьезных этических трудностей.

Во-первых, возникает вполне закономерный вопрос в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданной с использованием ИИ: здесь две стороны медали – ответственность в случае негативных последствий и распределение вознаграждения за результаты.

Во-вторых, существует проблема взаимоотношений между человеком и машиной. Предполагается, что из-за взаимодействия с ИИ-помощниками у школьников и студентов может плохо развиваться эмоциональная сфера.

В-третьих, отмечается негативное влияние ИИ на когнитивные способности детей и молодежи, среди которых называются ухудшение навыков к критическому мышлению, памяти, возникновение зависимости от технологий. Более того, есть опасения, что при постоянном использовании ИИ-помощников учащиеся совершенно разучатся мыслить самостоятельно. К слову, недавно появились данные о том, что применение ИИ-помощников при изучении программирования мешает по-настоящему освоить новый язык или технологию, а у разработчиков с их появлением ухудшилось качество кода.

Ну и наконец, самое основное – имеется явная проблема предвзятости ИИ, поскольку нейросети могут воспроизводить существующие в обществе предубеждения, если обучались на массивах данных, содержащих соответствующую информацию.

Иными словами, при активном использовании искусственного интеллекта англосаксы могут вполне спокойно начать навязывать жителям Центральной Азии те знания и факты, которые им выгодны на данный момент в целях расшатывания обстановки в регионе.

В частности, сейчас ключевой идефикс коллективного Запада ­ – это десоветизация ЦА: всеми путями повсюду распространяется информация о том, что, дескать, во всех проблемах и бедах региона виновато советское прошлое и, пока не удастся искоренить все, что связано с СССР, регион не сможет развиваться. В связи с этим сходу предлагается срочно провести десоветизацию и дерусификацию в Центральной Азии.

В данном контексте весьма интересны прошлогодние «Рекомендательные записки для правительств по деколонизации Центральной Азии», изданные нежелательным в России Институтом по освещению войны и мира (IWPR).

В них одной из основных рекомендаций стало сохранение межэтнического и этнокультурного разнообразия и стабильности на национальном и региональном уровнях, в том числе формирование гражданской нации в каждом государстве, что в дальнейшем могло бы способствовать и укреплению региональной идентичности. Для этого зарубежные эксперты даже предложили ограничить или прекратить вещание российских телеканалов национального телевидения. Военное сотрудничество, по их мнению, тоже должно быть пересмотрено в интересах центральноазиатских государств.

И самое главное: в этих записках указывается на содействие региональному сотрудничеству с упором на обретение странами ЦА субъектности (как часть доколониальных процессов), которое рекомендуется основывать на пересмотре учебников по истории и политики памяти: «Несмотря на то что нация в каждой стране может оставаться приоритетом, следует уделять больше внимания региональной истории и взглядам. Поэтому необходимо разработать учебник по истории Центральной Азии для школ и университетов, чтобы повысить осведомленность о регионе во всех пяти странах. Очень важно предоставить слово местным авторам-ученым и педагогам, чтобы они также были вовлечены в этот процесс».

Что сказать на это? Не вдаваясь в глубокий исторический экскурс с цифрами и датами, для разоблачения «десоветизации» ЦА достаточно напомнить о том, что за время нахождения республик в составе СССР там появилось тысячи заводов и фабрик, построены новые города, создана обширная сеть учебных и научно-исследовательских институтов. Если те, кто лоббирует интересы коллективного Запада на местах в ЦА, придерживаются элементарной логики, то они должны взять и отказаться от советских аттестатов и дипломов, а также перестать жить и работать в зданиях, построенных при СССР.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо ещё раз отметить комплексный и системный характер попыток коллективного Запада содействовать масштабному переписыванию истории, где объектом разоблачения становится буквально всё советское, где в одну кучу валят коллективизацию и раскулачивание, репрессии и депортации, жертвы и потери в годы Великой Отечественной войны.

Хотелось бы в данном случае рассчитывать на здравомыслие опытной политической элиты стран региона, выступающей в целом за преемственность советской образовательной и воспитательной системы, что, по сути, является фундаментом конструктивных отношений с Россией.