Осеннее обострение в Верховной раде, или Начало предвыборной кампании на Украине?
09.10.2017 16:26
Осеннее обострение в Верховной раде, или Начало предвыборной кампании на Украине?
В минувшую пятницу, соблюдя все необходимые ритуалы украинского законодательного процесса (взаимную ругань, блокирование трибуны, шумную потасовку, протесты радикальных националистов и даже использование дымовой шашки в стенах парламента), Верховная рада продлила ещё на год закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Как известно, этот закон был принят радой в сентябре 2014 года, а вступил в силу 18 октября 2014 года, после того, как его подписал президент Порошенко.
Впрочем, закон так и не получил должной реализации. По сути, имела силу лишь его первая статья, которая определяла трехлетний срок действия особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и тем самым декларировала особый статус этих территорий.
Заключительное положение закона фактически приостанавливало реализацию основных его статей до «дня приобретения полномочий органами местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, избранными на внеочередных выборах, проведенных в соответствии с Конституцией Украины, этим и другими законами Украины».
Впрочем, даже в таком куцем исполнении закон вполне вписывался в минский переговорный процесс и служил базой для мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Сейчас украинский политикум решил переформатировать законодательство трёхлетней давности и до окончания действия устаревшего, по мнению Киева, закона принять новый — о реинтеграции Донбасса, в корне меняющий подход к разрешению гражданского конфликта на Востоке Украины.
Дело в том, что сам термин «реинтеграция» вместо общепринятого понимания, как «восстановление в правах» и «воссоздание целого вновь», получил в Киеве совершенно иную трактовку — «деоккупация». Вокруг этого строится вся идеология нового закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», получившего неофициальное название — «закона о реинтеграции Донбасса».
Как считают киевские законодатели, никакого внутриукраинского конфликта на Донбассе нет, а есть «российская агрессия и оккупация». Потому главный тезис нового закона заключается в том, что «на отдельные районы Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти Украины временно не осуществляют свои полномочия, распространяется правовой режим временно оккупированной территории Украины».
На этом тезисе базируется вся реинтеграция по-украински: «Президент Украины в период действия этого Закона может принимать в установленном порядке решение о введении правового режима военного положения, а также решение о применении Вооруженных Сил Украины, других предусмотренных законами Украины военных формирований в Донецкой и Луганской областях для восстановления территориальной целостности Украины, сдерживания и отпора вооруженной агрессии».
Совершенно естественно, что минские соглашения из нового закона вымараны полностью. Как сказал на пресс-конференции в ТАСС директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, «Это означает то, что Украина уже формально выходит из «Минска», прекращает работу Контактная группа и нормандский формат. Что им обсуждать, если это единственная основа, а принятый Киевом законопроект фактически ее отменяет?»
Закон о «реинтеграции» пока принят только в первом чтении. Эксперты не исключают, что на время его положат под сукно. Не случайно ведь в ту же пятницу на год продлили действие закона об особом статусе отдельных районов Донбасса. Его, кстати, тоже подчистили и поправили, добавив пункт: «особый порядок местного самоуправления в ОРДЛО вступает в силу после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников из территории Украины». Словом, как и прежде, действие закона ограничится только его декларативной первой статьей.
Под спрос на патриотические месседжи
Тем не менее, многие эксперты загорячились. Стали пугать друг друга возросшей опасностью военных действий. Некоторые комментаторы, не обращая внимания на то, что «закон о реинтеграции» пока окончательно не принят, а особый порядок в ОРДЛО продлён ещё на год, отправной точкой новой военной эскалации со стороны киевский власти уже назвали дату 18 октября.
Есть, меж тем, и другая совсем уж экзотическая точка зрения. Законотворческую активность Верховной Рады и администрации президента Порошенко совсем уж нервные сочли за «осеннее обострение». Эпитет хлёсткий, его даже подхватили в СМИ. Однако объективные эксперты реально оценивают причины нынешней активности киевского политикума.
В этой связи примечательна оценка аналитика из Европейского совета по международным отношениям Густава Гресселя. По его словам, новые законодательные инициативы Киева — «это реакция на попытки России заморозить конфликт, а с другой — шаг во внутренней политике, имеющий целью отвлечь внимание от критики в отношении неэффективного проведения реформ и борьбы с коррупцией на Украине».
Как говорится, в самую точку. Наступил октябрь. Сюрпризы нового отопительного сезона уже не заставили себя ждать. Первыми здесь отметились одесситы. Как подсчитала газета «Взгляд», после победы Майдана тарифы на газ для населения Украины выросли на 948,8%, на отопление — на 1133%, на горячее водоснабжение — на 559,2%, на электроэнергию — на 321,4%.
Высокие тарифы вынудили, например, многих жителей Одессы отказаться платить за горячее водоснабжение. Люди стали греть воду сами и более экономными способами. Весной власти Одессы в ответ отключили горячее водоснабжение на всё лето и предупредили население о том, что отключение может продлиться аж до 2020 года.
Местные чиновники посчитали эту услугу не выгодной. Только в 2016 году она принесла городу свыше 12,5 миллиона гривен убытка. То было в мае, а на прошлой неделе городской совет Одессы утвердил программу энергоэффективности на 2017-2021 годы. Она предусматривает полный отказ от предоставления населению услуг по централизованному горячему водоснабжению теперь уже до 2021 года.
Оправдывая своё решение, депутаты отметили, что «существующая система теплоснабжения проектировалась более 50 лет назад — в период дешевых энергоресурсов». Ресурсы и вправду подорожали. Эксперты вспомнили закупки Украиной из Европы реверсного российского газа, что привело к его удорожанию, по самым скромным подсчётам, на 20-30 долларов за 1000 кубических метров.
В этом же ряду и закупленный в американской Пенсильвании антрацит. Он обошёлся Украине в $113 за тонну (примерно на $ 40-45 дороже донецкого угля). Весь американский антрацит (700 тыс. тонн) пойдёт только на одну ТЭС — Трипольскую. Украинские энергетики поспешили уведомить население, что дорогой антрацит не приведёт к массовому повышению тарифов за отопление.
Иной точки зрения придерживается директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. Как показывают его расчёты, «в будущем даже небольшие партии дорогого угля все же скажутся на оптовых ценах на электроэнергию, а потом докатятся и до розницы, то есть, платить за американский уголь придется всем украинцам… Свет и тепло из-за дорогого американского топлива рискуют подорожать, как минимум, на 3-5%».
Здесь уместно вспомнить: после повышения тарифов в марте власти (в частности, премьер Гройсман) клятвенно обещали, что «это в последний раз». В августе про обещание забыли. Тарифы тогда напрямую не подняли, но снизили социальную норму потребления газа и света. Тем самым, отписали от получения денежных субсидий часть малодоходного населения.
Судя по всему, это не последний шаг украинского правительства. В конце сентября посол США на Украине Мэри Йованович в интервью изданию «Новое время» заявила, что, выполнение программы МВФ критично для Украины. Эта программа включает в себя пенсионную, антикоррупционную реформы и повышение цен на газ.
Йованович поддержал замглавы МВФ Дэвид Липтон. По его словам, украинские цены на газ слишком низкие по сравнению с ЕС. Вряд ли власти в Киеве легко смогут отмахнуться от этих «пожеланий». Вот и приходится им отвлекать внимание населения от экономических проблем сомнительными инициативами по возвращению Донбасса.
Сомнительность новых инициатив отмечают не только российские эксперты. Вот что заявил в интервью немецкой Deutsche Welle аналитик Центра Карнеги, специализирующийся на исследовании Украины и Восточной Европы, Балаж Ярабик: «Очевидно, что в Киеве уже предвыборное состояние, и патриотические месседжи крайне важны. Поэтому и возникает желание использовать этот закон для внутренних нужд. Но чем больше вы подчеркиваете, что воюете с Россией, тем меньше иностранных инвесторов захотят вкладывать в Украину. Политически от этого можно что-то выиграть, но не экономически».
Судя по оценке эксперта, политические резоны инициаторов «реинтеграции Донбасса» принесут Украине лишь новые экономические проблемы. Но они, похоже, мало волнуют киевскую власть. Свои выборные перспективы украинский политикум связывает исключительно с «патриотическими месседжами». Спрос на них пока есть…