Радикальный ислам под красным флагом

08.06.2015 11:49

Радикальный ислам под красным флагом Радикальный ислам под красным флагом

Оппозиционные партии в регионах привлекают в свои ряды исламистов.

Визит лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Казань, где в конце мая собрались его однопартийцы со всего Поволжья, закончился громким скандалом. Местные журналисты обратили внимание на репортаж со съезда коммунистов, сделанный татарстанским телеканалом ТНВ, где видно, как Геннадий Зюганов торжественно вручает членский билет КПРФ некоему «имаму татарского национального движения Гумару хазрату Батырше».

Имам говорил, в частности, что «компартия должна стать лицом к народу, помогать возрождению мечетей и церквей, а также защите прав и интересов верующих людей». Между тем интернет-издание KazanFirst указывает, что этот религиозный деятель уже давно хорошо знаком жителям Татарстана и местным силовикам как под своим настоящим именем Айрат Шакиров, так и под прикрепившимся к нему в неформальной исламской среде прозвищем «шейх Умар».

14 апреля 2009 года Генеральная прокуратура Российской Федерации вынесла в адрес Шакирова предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Как установили сотрудники прокуратуры и УФСБ Татарстана, «Шакировым A.М. (который сам себя именует "шейхом Умаром") предпринимаются меры по созданию противоречащей канонам традиционного ислама религиозной организации "Ахль ас-Сунна" в городе Казани и вовлечению в нее сторонников». «Взгляды и убеждения приверженцев "Ахль ас-Сунна" имеют салафитскую направленность, которая противоречит традиционному для Республики Татарстан исламу ханафитского толка, — отмечалось в документе. — Декларируемая цель организации — создание на территории Северного Кавказа, Поволжья и Центральной Азии исламского государства — халифата, в том числе с использованием силовых методов и средств террора».

По данным силовиков, «сборы сторонников "Ахль ас-Сунна" проходили в мечетях "Рамазан" и "Ихлас" города Казани, где Шакиров A.M. читал лекции», в которых «им противопоставлялись салафиты и сторонники традиционного ислама, высказывались идеи вооруженной борьбы (как с государством, так и с последователями традиционного ислама — прим. «Ленты.ру») — "джихад"». Салафитская ячейка под руководством Шакирова насчитывала в тот момент в столице Татарстана около 20 активных членов и около 50 сторонников. Шакиров попытался несколько раз оспорить в суде полученное предупреждение, но судьи, ознакомившись с данными ФСБ, неизменно отказывали ему в этом.

24 сентября 2013 года суд Московского района Казани осудил по части 1 статьи 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации» бывшего имама вышеупомянутой мечети «Ихлас» Рустема Сафина. Как указано на сайте МВД по Республике Татарстан, Сафин был «наиболее одиозным активистом религиозной ячейки международной террористической организации "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами") в Казани», и «в период с 2009 по 2012 год сформировал в доверенной ему мечети группу верующих, проводил с ними тайные собрания, посвященные распространению идеологии данной террористической структуры, конечной целью которой является свержение действующего государственного строя и создание на территории России исламского государства — халифат». Практически в то же самое время, когда там проводил свои «лекции для верующих» и Шакиров.

Столкнувшись с давлением со стороны Духовного управления мусульман Республики Татарстан, «шейх Умар» счел за благо перебраться из Казани в райцентр Высокая Гора (21 километр от Казани). «Ему тогда покровительствовал местный глава Рустам Калимуллин, — сообщил «Ленте.ру» казанский политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулемайнов. — Шакиров в соборной мечети Высокой Горы потеснил даже местного мухтасиба (главу мусульман района — прим. «Ленты.ру»), а после направления в нее тогдашним муфтием Татарстана Ильдусом Файзовым в качестве имама Тимергали Юлдашева (тот должен был начать проповеди в соответствии с традиционным исламом) устроил скандал: на Юлдашева посыпались угрозы, "братки"-салафиты, подстрекаемые Шакировым, стали недвусмысленно советовать имаму больше не приезжать из Казани, потому что, дескать, у нас тут свой "правильный" духовный наставник».

Вскоре в Высогорском районе Татарстана образовались группы исламских радикалов, готовившие теракты. Ночью 10 января 2012 года один из частных домов поселка Мендель был уничтожен мощным взрывом, после чего его обитатели спешно погрузились в авто и уехали. Как выяснили сотрудники Следственного комитета, в доме с весны 2011 года действовала лаборатория по производству самодельных взрывных устройств «фугасного поражающего действия массой зарядов от 0,1 до 0,4 килограмма в тротиловом эквиваленте». Одно из них сдетонировало, еще несколько, которые взрывники приготовили для подрыва пассажирского поезда, удалось найти следователям. Хозяин дома Рустам Юсупов 12 января 2012 года погиб, оказав вооруженное сопротивление силовикам в Казани, трое его подельников были задержаны и отправлены под суд — как за подготовку теракта и незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, так и за принадлежность к запрещенным в России исламистским террористическим организациям «Хизб ут-Тахрир» и «Ат-Такфир валь-Хиджра» .

Неудивительно, что, когда утром 19 июля 2012 года под машиной муфтия Татарстана взорвалась самодельная бомба, Шакиров оказался одним из первых, кого задержали и поместили под стражу по подозрению в совершении этого преступления. В защиту его и других задержанных — разумеется, сразу объявленных их сторонниками «арестованными за свою мусульманскую веру» — на центральные площади Казани немедленно вышли прихожане «Ихласа» и татарские националисты из организации «Азатлык». Так что, как отмечает Сулейманов, вскоре после освобождения Шакиров был радостно принят в ряды «Азатлыка» и получил там пост заместителя председателя по религиозным вопросам.

«Он даже псевдоним поменял на Гумар хазрат Батырш — в честь Батырши (1710-1762), одного из вождей крестьянского восстания середины XVIII века в Урало-Поволжье, пытавшегося придать ему характер религиозной войны мусульман с Российской империей, — говорит Раис Сулейманов. — Проблемой для национал-сепаратистов Татарстана было то, что среди них давно уже не осталось представителей мусульманского духовенства. Позиционирующий себя в качестве религиозного деятеля (не имея при этом ни соответствующего удостоверения, ни даже профессионального мусульманского образования) Шакиров, именуемый новыми единомышленниками "имамом татарского национального движения", стал регулярным участником акций азатлыковцев в Казани».

Долгое время деятельность сблизившихся с местными исламистами татарских националистов, несмотря на ее откровенную провокационность — вроде объявления ими 2013 года «годом памяти хана Батыя» и проведения акций в его память, протекала без особых проблем. Однако, как отмечает Сулейманов, «с началом украинского Евромайдана, публично поддержанного татарскими национал-сепаратистами, они стали раздражать даже казанский Кремль, который до этого относился терпимо к сторонникам независимости Татарстана». Публичные акции азатлыковцев в поддержку майдановцев и сообщение на интернет-ресурсе Татарского общественного центра (ТОЦ) в Набережных Челнах об отъезде нескольких десятков активистов для участия в киевских протестах привлекли внимание федерального центра.

«Прикрывать сепаратистов в Казанском кремле уже не могли, — рассказывает Сулейманов, — и последовали судебные процессы против наиболее одиозных лидеров — Фаузии Байрамовой (в октябре 2014 года получила условный срок за экстремизм) и руководителя ТОЦ Рафиса Кашапова (арестован в декабре 2014 года по обвинению в разжигании межнациональной розни и межрелигиозной вражды, до сих пор находится в СИЗО, судебный процесс еще не завершился)». В январе 2015 года дошла очередь и до Шакирова, получившего для начала 10 суток административного ареста за размещении нацистской символики на своей странице во «ВКонтакте». Но это было еще не все. «16 апреля вечером пришли с обыском к имаму татарского национального движения Умар хазрату Батырша (Айрат Шакиров), — сообщил 18 апреля один из пользователей «ВКонтакте». — У него изъяли компьютер, сотовые телефоны, флешки, кассеты, уставы, документы и книги. По отношению к нему открыли уголовное дело по статье 282, пункт 1, за распространение в интернете якобы запрещенных материалов».

В этой ситуации Шакирову срочно понадобилась более сильная группа поддержки, нежели немногочисленные, хотя и крикливые татарские националисты. «Ему срочно нужен статус не уличного горлопана, а члена солидной политической организации, — считает Сулейманов. — Вот он и поспешил вступить в КПРФ. Теперь если арестуют, сторонники заявят, что взяли не исламиста и националиста, а члена второй по значимости политической партии в стране».

Чем при этом руководствовались лидеры татарстанского КПРФ, можно только гадать. Возможно, считает Сулейманов, их могла привлечь широко известная уличная активность Шакирова и наличие у него преданных сторонников, которые могли бы пригодиться для агитации на местных выборах этой осенью. Что интересно, в ноябре 2013 года казанские журналисты заметили первого секретаря республиканского комитета КПРФ Хафиза Миргалимова на одном из митингов рядом с главой «Азатлыка» Набиуллиным.

Стоит отметить, впрочем, что членство клерикальных и подчас одиозных деятелей в региональных отделениях оппозиционных партий, позиционирующих себя как светские, — явление отнюдь не редкое. Главное тут, судя по всему, оппозиционная активность деятеля (и неважно, в каком именно идеологическом ключе — будь то даже смесь исламизма и национализма, приправленная симпатией к Евромайдану), способная обеспечить партии голоса в регионе.


Автор: Владислав Мальцев
Источник:  Радикальный ислам под красным флагом