Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА
29.01.2022 20:43
Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА
Первое десятилетие их массового применения было встречено со сдержанным недоверием, но эффективность БПЛА, их широкие тактические возможности, низкая стоимость, массовость, отсутствие какого-либо морального или психологического порога потерь стали визитной карточкой этого типа летательных аппаратов.
Однако довольно продолжительное время беспилотники оставались исключительно ноу-хау для стран первого мира – технологии их создания были недоступны для государств периферии, не имевших возможности производить или хотя бы закупать качественные системы связи, микроэлектронику и оптические системы военного образца.
БПЛА продолжали завоевывать свою нишу в военном деле, но их распространение в мире останавливал ряд политических факторов.
Например, Соединенные Штаты Америки, которые по сей день остаются лидерами отрасли, до сих пор отказывают в продаже высокотехнологичных дронов большинству стран – даже некоторым союзным Вашингтону государствам Ближнего Востока.
Но с течением времени ситуация на мировом рынке вооружений начала меняться: на сцене появились новые производители, готовые поставлять свою продукцию без какой-либо политической или геостратегической подоплеки – и, что особенно важно, по достаточно скромным ценам.
Одной из восходящих звезд рынка беспилотных летательных аппаратов стала Китайская Народная Республика, в кратчайшие сроки запустившая в производство и продажу ряд доступных ударных БПЛА.
Еще несколько лет назад многие аналитики пророчили Китаю место ведущего поставщика военных беспилотников, но с тех пор ситуация стала диаметрально противоположной.
Вместо восторженных дифирамбов в сторону военной промышленности Пекина все чаще слышны преисполненные скепсиса заявления о полной недееспособности китайских конструкторов-инженеров.
И сегодня мы выясним – почему.
Качество или количество?
Китайские ударные беспилотники успели принять участие в большом количестве военных конфликтов и даже выступали в качестве прямого конкурента турецкому TB-2 «Байрактар», который уже стал легендой в своей весовой категории.
Но есть здесь одна небольшая загвоздка – по некой причине интенсивная боевая работа дронов производства КНР осталась практически незамеченной.
Как востребованные машины, целыми эскадрильями принимавшие участие в боевых действиях, могли не оставить никакого следа?
Ответ на этот вопрос будет прост и прозаичен – беспилотники производства КНР показали себя в исключительно негативном свете во всех конфликтах, в которых принимали участие.
Более того, они оказались чрезвычайно неэффективными даже в условиях мирного времени.
▪️ Два из трех БПЛА имели неработающее оборудование GPS с начала введения аппаратов в войсковую эксплуатацию.
▪️ На постоянной основе имела место быть утечка азота из камер EO/IR, установленных на БПЛА, в результате чего электрооптические/инфракрасные системы были практически бесполезны.
▪️ Серьезные неисправности были обнаружены в высокопроизводительном радаре с синтезированной апертурой (SAR) в течение нескольких часов после ввода дронов в эксплуатацию.
▪️ Еще одна критическая проблема связана с SATCOM (спутниковая связь). Выход из строя антенн спутниковой связи на китайских дронах был зафиксирован еще до начала тестовых полётов.
▪️ Один из самых распространенных дефектов топливной системы – отказ топливного насоса (у 60 % авиапарка).
Пункты, перечисленные выше и указывающие типовые проблемы китайских ударных дронов, были взяты из официальных отчетов ВВС Пакистана. Уличить пакистанцев во лжи крайне затруднительно, ведь Исламабад – официальный военный союзник КНР.
Кроме того, аналогичные сведения предоставляли прочие покупатели китайских беспилотников (Иордания, Ирак, Эфиопия, Саудовская Аравия), которые столкнулись абсолютно с теми же сложностями в их эксплуатации.
Во всех перечисленных странах около 80 % поставленных Пекином беспилотников оказались неспособными не то что выполнять боевые задачи, но и даже совершать регулярные вылеты.
Достаточно красноречива в данном случае история эксплуатации китайских БПЛА CH-4B в Королевских ВВС Иордании.
Дроны показали настолько низкую степень технической надежности, что Амман выставил их на продажу менее чем через два года после покупки.
ВВС Ирака с 2015 по 2018 год потеряли в небоевых происшествиях 8 из 20 закупленных CH-4B (40 % парка!), а остальные 12 с 2019 года ни разу не смогли оторваться от земли из-за технических неполадок, а впоследствии – отсутствия запчастей (о чем дополнительно будет сказано ниже).
Что довольно любопытно, при поставке первой партии из 10 дронов в 2015 году иракские военные обнаружили, что лишь один из них полностью боеспособен, в то время как остальные требовали ремонта, несмотря на то, что были доставлены в страну буквально с завода.
Алжир за несколько месяцев потерял три беспилотника CH-4B из-за критических неисправностей, причем два из них разбились в ходе предварительных испытаний при непосредственном обслуживании китайскими пилотами и инженерами.
Как было упомянуто выше, описанная ситуация серьезно усугубляется тем, что Китайская Народная Республика отказывается проводить какие-либо послепродажные работы и инженерную поддержку покупателей – любой сервис отсутствует по умолчанию.
Подобная абсурдная политика распространяется даже на ближайших союзников. Пакистан, как и Ирак, сообщал о прямых отказах в закупке запчастей к китайским дронам со стороны Пекина, в результате чего так и не смог приступить к эксплуатации приобретенных беспилотников.
В конце концов терпение Исламабада иссякло – парк БПЛА был списан, и страна приступила к разработке собственного дрона совместно с Турецкой Республикой.
Интересно еще и то, что Нигерия, Марокко и Туркменистан приобрели турецкие дроны после недолгой эксплуатации купленных ранее китайских БПЛА.
К сожалению, данные страны не предоставляли какой-то конкретной статистики, связанной с техническими происшествиями или же неисправностями беспилотников, однако на фоне отчетов ВВС Пакистана и Ирака ситуация понятна без лишних слов.
Стоит отметить и другой важный факт – китайские дроны, вопреки распространенному мнению, не состоят из комплектующих производства КНР.
Пекин неоднократно становился участником международных скандалов, связанных с нелегальным приобретением технологий и компонентов для строительства военных беспилотников в Европе (например, такой был в 2018 году в Италии), а благодаря активному использованию в боевых условиях, тому появилось и фактическое подтверждение в виде кадров составных частей китайских БПЛА.
Так, несколько месяцев назад были опубликованы фотографии сбитого дрона CH-4B из Саудовской Аравии, в обломках которого видны элементы... двигателя австрийской компании Rotax.
Стоит отдельно остановиться на опыте эксплуатации китайских машин, полученных Саудовской Аравией.
Эр-Рияд, пожалуй, наиболее активно применял закупленные БПЛА в ходе боевых действий, и опыт его военно-воздушных сил можно назвать объективным. Несмотря на то, что саудиты не стали избавляться от китайских дронов по примеру Иордании или же Пакистана по политическим причинам, им пришлось вложить серьезные деньги в глубокую модернизацию летательных аппаратов при участии западных стран.
Как было сказано выше, одной из ключевых проблем БПЛА производства КНР являются некачественные электрооптические и инфракрасные системы, которые показали себя неработоспособными даже в условиях мирного времени. Саудовская Аравия заменила их на электронную оптику немецкой компании Hensoldt при участии южноафриканской фирмы GEW Technologies and Optronics Ltd.
Второй пакет модернизации коснулся вооружения.
Высокоточное китайское оружие в ходе эксплуатации имело чрезвычайно большое количество случаев отказа в боевых условиях (данные сведения подтверждает также опыт ВВС Эфиопии и Ирака). Эр-Рияд заключил контракт с французскими оружейниками, адаптировав БПЛА CH-4A и CH-4B к применению западных вооружений.
Помимо прочего, Китай при презентациях и продажах своей военной продукции прибегал к откровенной лжи.
Например, Пекин заявлял, что стоимость летного часа БПЛА Wing Loong II составляет ~120 долларов, тогда как реальная оказалась в районе 1 000 долларов, а средняя частота аварий – одна на 15 000 часов.
Довольно примечательно, что турецкий «Байрактар», значительно меньше стоящий на рынке вооружений (5 млн долларов против 15 млн у Wing Loong II), имеет среднюю частоту поломок в виде одной аварии на 30 000 часов налета при стоимости летного часа в 166 долларов.
Отдельно стоит сказать и о еще одном важном (и очень странном!) нюансе конструкции китайских беспилотников, который также во всей своей негативной красе проявил себя в ходе боевых действий.
Вопреки всей мировой практике, они делаются из дюралюминия, а не композитов.
Конечно же, это негативно сказывается на их способности оставаться необнаруженными для РЛС – в отличие от композитных дронов, они являются хорошо заметной целью и понесли существенные потери в конфликтах даже против противника со слаборазвитой кустарной ПВО, как это было в Йемене.
На данный момент Китай активно теряет рынок БПЛА – старые клиенты отказываются от его продукции по негативным результатам эксплуатации.
Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах иранского производства.
Автор: Андрей Воскресенский (Анжей В.)
Источник:
Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА