Внутриевропейские разборки: к чему приведут судебные тяжбы между Польшей и ЕС
20.07.2017 20:44
Внутриевропейские разборки: к чему приведут судебные тяжбы между Польшей и ЕС
Варшава заявила о своём намерении судиться с Брюсселем, если Евросоюз применит какие-либо санкции в отношении Польши. Об этом сказал заместитель министра иностранных дел страны Конрад Шиманьский. Ранее представители Еврокомиссии заявили, что лишат Польшу права голоса в Совете ЕС, если власти этого государства проведут запланированную судебную реформу. О том, к каким последствиям может привести внутриевропейское противостояние, — далее в материале.
Варшава готова отстаивать свои интересы в судебном порядке, если Брюссель применит к польской стороне какие-либо санкции. Об этом заявил замглавы МИД Польши Конрад Шиманьский.
«Если Еврокомиссия предоставит свои рекомендации, правительство их рассмотрит. Если дело дойдёт до запуска других процедур, мы будем защищать свои права, в том числе в суде ЕС», — цитирует дипломата агентство PAP.
Напомним, что накануне Еврокомиссия жёстко раскритиковала судебную реформу правящей польской партии «Право и справедливость». Варшава может лишиться права голоса в Совете ЕС, если власти восточноевропейского государства не пересмотрят свою позицию. В этом случае Еврокомиссия будет вынуждена применить к Польше седьмую статью договора о ЕС, заявил вице-председатель ЕК Франс Тиммерманс.
Коллегия Еврокомиссии пришла к выводу, что готовящаяся реформа польской судебной системы лишит судей независимости и подчинит их политическому руководству страны, что противоречит базовым принципам ЕС.
Польский МИД назвал заявление Франса Тиммерманса необоснованным и преждевременным. В заявлении ведомства говорится о попытках «внешнего вмешательства» в законодательный процесс Польши. При этом реформа, по словам МИД Польши, направлена на исправление недочётов, допущенных предыдущими властями.
Отметим, что противостояние Брюсселя и Варшавы из-за судебной реформы длится давно: ещё в начале 2016 года Еврокомиссия решила применить к Варшаве «механизм укрепления верховенства права», разработанный в 2014 году. Согласно этому механизму, ЕК сначала изучает ситуацию в государстве, заподозренном в нарушении европейских правовых принципов, а затем направляет его властям рекомендации по исправлению ситуации. В 2016 году Польша уже получала предписания со стороны ЕК, однако так и не выполнила в полной мере европейские требования.
Суд под колпаком
Cудебная реформа была начата в Польше после победы консервативной партии «Право и справедливость» в 2015 году на президентских и парламентских выборах.
В частности, изменения должны коснуться работы Конституционного суда. Если поправки будут приняты, КС лишится права признавать президента страны неспособным исполнять свои обязанности. Кроме того, глава государства и министр юстиции смогут инициировать процесс отставки судей КС.
Принимать решение об отставке судей будет парламент, большинство мест в котором имеет партия «Право и справедливость». Кроме того, законодательная власть будет формировать Национальный судебный совет, 15 из 25 членов которого будут избираться нижней палатой парламента. Остальные десять членов совета будут назначаться президентом.
Поправки затронут и Верховный суд. Высший судебный орган будет подчинён Министерству юстиции и парламенту. Законопроект был одобрен сеймом, а 15 июля — сенатом.
Однако 18 июля президент Дуда неожиданно отказался поставить свою подпись под документом и потребовал доработать закон. Глава государства призвал к компромиссу — решение о составе КС должно быть одобрено в парламенте не просто большинством, а не менее чем тремя пятыми от общего числа голосов. Это позволит оппозиционным партиям, находящимся в меньшинстве, участвовать в формировании судебной системы.
«Органы юстиции должны быть реформированы, но они должны быть реформированы разумно», — заявил Анджей Дуда.
Этот шаг польского президента удивил многих наблюдателей — ранее Дуда, выдвинутый на пост главы государства от «Права и справедливости», поддерживал все инициативы партии.
«Евросоюз не удовлетворится косметическими поправками, которые инициировал Дуда. По сути, они ничего не меняют, — пояснил в интервью RT старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев. — Но и польская сторона не пойдёт на дальнейшие уступки: даже если президент и хотел бы уйти от конфронтации, партийное руководство не позволит ему это сделать, Ярослав Качиньский просто не видит в этом смысла».
Следует отметить, что судебная реформа правящей партии не только привела к серьёзным разногласиям с Брюсселем, но и спровоцировала протестные акции внутри страны. С 15 июля в манифестациях приняли участие около 30 тыс. человек. Люди вышли на улицы не только в столице Польши, но и в других городах — Лодзи, Кракове, Гданьске и Гдыне.
Оппозиция обвиняет правящую партию в намерении взять под свой контроль судебную систему страны. Представители «Права и справедливости» парируют нападки, говоря, что именно за годы правления «Гражданской платформы» Конституционный суд был лишён независимости и стал тесно связанным с политической верхушкой. По мнению консерваторов, реформа поможет обновить судейский корпус и оздоровить судебную систему.
Волобуев пояснил, что правящая партия не намерена считаться с мнением оппозиции, так как уже сейчас обладает всей полнотой власти в стране, контролируя парламент и правительство.
Партия пользуется большой поддержкой внутри страны, что связано не только с реваншистскими лозунгами консерваторов, но и с развитой системой социальной поддержки населения, считают эксперты.
Скандал в европейском семействе
Реформа судебной системы — не единственный острый момент в отношениях между Варшавой и властями Евросоюза.
В июне 2017 года Еврокомиссия объявила о запуске санкционной процедуры против Польши, Чехии и Венгрии за неисполнение этими государствами европейских квот по приёму беженцев.
В заявлении ЕК говорится, что Брюссель не раз напоминал властям этих стран об их обязательствах, но призывы оказались неэффективны.
Процедура наложения санкций включает три этапа. Первый — предъявление претензий, по которым страна-нарушитель может выдвинуть свои контраргументы. Затем, если стороны не придут к компромиссу, Еврокомиссия обращается в суд ЕС, после чего выносится итоговое решение.
Варшава заявила, что намерена в судебном порядке отстаивать своё право не принимать мигрантов.
В случае если объем европейских субсидий Польше будет сокращён из-за разногласий по миграционной проблеме, Варшава может заблокировать бюджет Евросоюза. Об этом предупредил замминистра иностранных дел Польши Конрад Шиманьский. По словам дипломата, упрёки в адрес Польши несправедливы, так как соглашение о распределении беженцев заведомо невыполнимо.
Кроме того, жёсткую критику властей Евросоюза вызвали поправки к польскому закону о СМИ, принятые в январе 2017 года. Согласно этим поправкам, кандидатуры руководителей ряда общественно-правовых СМИ утверждает лично министр финансов. В частности, на пост гендиректора Польского общественного телевидения был назначен давний соратник партии «Право и справедливость» Яцек Курский.
Комментируя поправки, еврокомиссар по вопросам цифровой экономики и информационного общества Гюнтер Эттингер заявил о необходимости «задействовать правовой механизм и вести мониторинг действий Варшавы».
Председатель блока в Европарламенте германской ХДС/ХСС Херберт Реульи вовсе призвал ввести против Варшавы экономические санкции, если политический диалог не даст результатов.
Консервативные революционеры
Впрочем, единственные серьёзные риски, с которыми может столкнуться Польша, — репутационные. Эксперты считают, что в практическом плане Евросоюз не может надавить на Варшаву.
«Власти ЕС могут наложить определённые штрафы на Варшаву по судебному решению. Но это не такие санкции, которые нанесут заметный ущерб Польше. При этом стоит понимать, что репутация Польши на уровне ЕС, несомненно, испортится, а это не проходит даром. Вопросы выделения квот и субсидий — предмет лоббизма. И лоббисткие возможности Варшавы в ЕС заметно ухудшатся. Как пример: Польша выступает против прокладки «Северного потока — 2», и, чтобы к её голосу прислушивались, она должна иметь определённую поддержку в Европейской комиссии и Берлине», — пояснил RT эксперт Совета по международным делам Станислав Кувалдин.
Но, по мнению экспертов, партия «Право и справедливость», не особо дорожит мнением евробюрократов. Она вынашивает планы по объединению Европы на основе христианских ценностей.
По мнению Волобуева, нынешние польские власти рассчитывают, что Европа в будущем будет преобразована в соответствии с их представлениями и станет более консервативной. В партии «Право и справедливость» доминирует мессианское отношение к Европе: считается, что в основе европейского единства должны лежать христианские ценности.
«Правда, они взяли слишком резкий старт, как и любые революционеры — а они себя воспринимают именно так. Преобразование Европы — стратегическая цель, на первом месте всё-таки укрепление собственной власти в Польше, по большому счёту — создание диктатуры. Перспектива введения санкций со стороны Брюсселя не смущает Варшаву — это только укрепит партию в её правоте», — заключил эксперт.